Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 27 (февраль 2006)» Наши гости» "Дядюшкин сон" об Алтае

"Дядюшкин сон" об Алтае

Шульпяков Глеб 

"ДЯДЮШКИН СОН" ОБ АЛТАЕ

беседа В.Токмакова с Глебом Шульпяковым

В Москве, в издательстве "Запасный выход", вышла книга путевых очерков известного московского поэта, прозаика, журналиста,  лауреата малой премии "Триумф" Глеба Шульпякова "Дядюшкин сон". Книга открывается большим очерком о Барнауле и Алтае, который так и называется "Дядюшкин сон". До того, как попасть в книгу, этот очерк был опубликован в журналах "Новая модель" и "Новая Юность". Встретившись с автором, я задал ему несколько вопросов.

- Глеб, по своему характеру ты неутомимый путешественник. Очень много твоих стихов, роман "Книга Синана" родились из дорожных впечатлений. Расскажи о своей писательской кухне? 

- Путешествие - это возможность сюжета. Непривычные декорации и ситуации, в которые я попадаю, люди, с которыми встречаюсь, все это может послужить основой для стихотворения. В котором я буду выражать обычные, в общем-то, поэтические вещи. Такие как любовь, страх, одиночество, крастота и и т.д. Просто в новых декорациях и вечные поэтические темы обновляются, звучат свежо, незатерто. Вот и все. Что касается прозы, то с помощью путешествия, которое лежит в основе сюжета, ты можешь вытянуть из себя то, о чем раньше и не подозревал. Перемещение в пространстве - а потом и описание оного - самый объективный 
способ самопознания. Плюс читателю - масса новой информации. Нельзя же все время о "сложностях внутреннего мира героя". Это если говорить о "Книге Синана". 

- Твоя новая книга путевых очерков названа "Дядюшкин сон" по очерку об Алтае и Барнауле. Город и край у тебя выглядят фантасмагорично, даже не по-достоевски, а по-гоголевски. Это твои искренние впечатления или ты больше придумал? 

- Когда возвращаешься домой, то чужие края, где мы были, кажутся нам сновидением, которое пригрезилось - и исчезло, растаяло. Так что название книги - это метафора путешествия вообще. Когда ты пишешь о чужих краях, такое впечатление, что вспоминаешь 
собственные сны. Что касается Барнаула и Алтая, то да, "достоевского" тут мало, а вот "гоголевское" имеется. "Гоголевское" - это когда форма не сопадает с содержанием, но жить им все равно приходится вместе. Вспомни хотя бы "Петербургские повести". Обычные люди живут в городе, который с ними никак не стыкуется. Они живут параллельно ему - в призрачных прозрачных своих мирах. И ведут тайком свои записки сумасшедшего. Таков, на мой взгляд, и Алтай. Я был у вас в 2002 году, в Барнауле, в Белокурихе, на Телецком озере. "Дядюшкин сон" - это, пожалуй, мой самый странный очерк, таких фантастических путешествий у меня еще не было. Знаю, что кое-кто из барнаульских властей на этот очерк обиделся, но могу повторить еще раз - я писал искренне, и ничего не выдумывал по части фактов. Все остальное - мое субъективное видение, на которое имеет право любой пишущий.

- Ты часто бываешь и в Европе и в Азии. Сейчас многие говорят, что Европа превращается в помойку третьего мира, а будущее - за исламскими странами. так ли это? 

-  Только что я вернулся из Амстердама, куда раньше как-то не наведывался. Гениальный город! Показательная европейская помойка - но какая! Какой раскошный сброд со всей Европы там отирается! Люди всех мастей и наций, всех возрастов, которых объединяет только одно: они не нашли себе места в уютной буржуазной либеральной европейской системе. И вот, съезжаются сюда, чтобы покуривать и посматривать на воду, которая колышется в каналах - или, покурив, фланировать по кривым улочкам. Амстердам - это последний шанс для европейца, который не хочет жить в системе. Это искусственный рай, который позволяет забыть о времени и о себе. Северный Тайланд. 

В остальном Европа превращается в провинцию, да. Правда, очень богатую. Но провинцию. Где все предсказуемо и каждый день похож на вчерашний. А центр тяжести смещается в Южную Азию, Китай, Корею и т.д. Там что-то кипит, бурлит. Люди толкаются локтями, бегут куда-то, лезут по головам. И пусть бегут. Пусть лезут. Европа свое отбегала, откипела. Вспомнишь ХХ век - вздрогнешь: старшный сон. Так что лучше жить домоседом "в провинции, у моря", поближе к Европе. А туда, в центр, лишь изредка наведываться. Зарядиться энергией. Вот беспроигрышный вариант - к вопросу о путешественниках и домоседах. 

- Что тебе больше всего понравилось-не понравилось в Штатах? 

- В Штатах есть сплоченность нации. Единство. Поэтому их приветливость не такая уж показушная. Они живут семьей. Где каждый другому - не чужой человек. Где твое благополучие зависит о благополучия соседа. Где если придет беда - ураган, скажем, - то накроет всех. И спастись можно будет только вместе. В этом смысле это страна очень архаичная. И это мне в ней нравится. 

Но отсюда же - их заносчивость, самомнение. Такое русское - "шапками закидаем". Ан не выходит - ни во Вьетнаме, ни в Ираке, нигде. В их политике отвратительна борьба за нефть под прикрытием установления демократии. Так "грязно" работают только русские, и это нас с ними опять же сближает. Но это политика, черт с ней. В обычных людях раздражает двуличие в связи со всеобщей политкорректностью. Когда обыватель яростно демонстрирует свою лояльность по отношению к чернокожему и гомосексуалисту. Но про себя называет их "черножопыми" и "гомиками". Но это уже следствие перегибов борьбы за демократию. 
В остальном это великая, но немного молодая еще страна. И мудрость придет к ней со временем. Хотя - вон, люди российские сколько веков живут - а мудрости так и не набрались. Ну, за исключением отдельных личнотстей. 

- На первый взгляд в нашей стране сейчас расцвет издательского дела. Но если присмотреться, все это, в основном, коммерческие издания. Кроме двух-трех издательств типа "Ад маргинем", "Ультра. Культура", "Вагриус", никто истинной миссией издателя - не только деньги зарабатывать, но и свою отечественную литературу поддерживать, развивать - никто не занимается? 

- Действительно, фигура издателя как личности, чей вкус и стартегия определяют политику издательства, практически исчезла, поскольку очень сложно сохранить баланс между свободой издательской воли и финансовой зависимостью от продаж. 

Умные издатели - издатели с именем, которым важен не только кошелек, но и собственное лицо - этот баланс умеют сохранить. В одной серии выпуская ширпотреб, а в другой - меньшим тиражем - актуальную литературу. Но крупные издательства, которые собственно, и заваливают рынок книгами, настолько деперсонализированны, безличны, что говорить о какой-то стратегии вообще не приходится. У них есть две-три знаменитости - Мураками или Роулинг, скажем - и "вал", "поток". В котором, к сожалению, теряются хорошие книги, этими же издательствами и выпущенные. Хорошо, если у интеллектуального издательства - такого как "НЛО" или "ОГИ" - есть дополнительные источники финансирования. Но это, скорее, исключение из правил. 

- Тебя можно назвать успешным молодым столичным писателем. Наверняка, твоему успеху завидуют многие: ты успеваешь и творчеством заниматься, и деньги зарабатывать? 

- Я закончил факультет журналистики и 10 лет пишу о книгах и литературе. Раньше писал много, сейчас веду книжную колонку в газете "Ведомости" - и все. Путешествуя, собираю материал для путевых очерков, и это самое любимое занятие: подмечать детальки чужой жизни, анализировать их, увязывать с бытом и климатом, с кулинарией и т.д. Все это совершенно не мешает мне писать стихи (благо я пишу их по чайной ложке в год). За 10 лет я научился держать поэта и журналиста в разных комнатах. Сейчас в третью комнату заселился еще и прозаик. Правда, вид из окна у них один и тот же. Но о нем каждый из них напишет по-своему.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.