Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 27 (бумажный)» Критика и рецензии» Дыхание Новой волны (статья)

Дыхание Новой волны (статья)

Поршнева Александра 

Александра ПОРШНЕВА ДЫХАНИЕ «НОВОЙ ВОЛНЫ» (статья)

 

История кино, над которой я работаю, будет, скорее всего, историей
открытия неведомого континента, и этот континент - монтаж

Жан-Люк Годар

Кинокартина «На последнем дыхании» является одним из фильмов-родоначальников французской «новой волны», которая пропитала кинематограф пятидесятых новым ощущением атмосферы жизни (а точнее - реализмом) и подарила новых героев. Они - революционеры («400 ударов» Фр. Трюффо), жиголо («На последнем дыхании» Ж-Л. Годар), всё же являются героями, потерянными для времени и во времени. Однако, помимо появившегося нового героя, а вместе с ним и героини, появляются и новые изобразительные методы подачи того или иного состояния, до того небывалого, в лоске и пафосе предыдущих новому течению кинолент. На примере фильма Жана-Люка Годара мы рассмотрим особенности киноязыка французской «новой волны», оказавшей влияние как на европейский кинематограф, так на кинематограф Голливуда.

Если говорить о новых кинематографических приемах, то фильм «На последнем дыхании» - это интересный монтажный эксперимент. Особенностью этого монтажа является не только создание динамики в кадре, но и то, что монтаж здесь – это форма, в которую облачена драматургическая основа фильма. Поддерживаемый лаконичными, а порой прерывистыми диалогами и монологами, монтаж является, с одной стороны, неким связующим звеном между героем и героиней, с другой стороны, – их противопоставлением.

Так, в течение фильма посредством параллельного монтажа режиссер то ведет героиню к герою, то наоборот, сопоставляет их. Но это лишь один из монтажных приемов в этой киноленте. Также в фильме используется ассоциативный монтаж. Так, в камерной сцене, из сочетания реплик молодых людей, звучащих в закадровом тексте или практически прямо в камеру, и постеров с репродукциями картин на стене квартиры героини возникает абсолютно иная философия, нежели произносимая в диалоге или монологе. Через ту или иную изображаемую картину (в данном случае постер) передается внутреннее состояние героев, их психологические особенности, потому что именно в этой комнате, а не во внешней городской суете, проходит настоящая жизнь, где озвучивается порой не напрямую, а косвенно характеристика времени. Что касается ещё одного из приемов, интересной по монтажу является сцена встречи героини с редактором газеты в кафе, где, будто в калейдоскопе, меняется состояние редактора. И, возможно, эффект часто сменяемых кадров, несущих какую-либо часть диалога редактора, составляющих немного комичный монолог, можно назвать «эффектом Годара» (наподобие «эффекта Кулишова»). Интересно то, что изображение не меняется, но грубая склейка нескольких кадров с разным звуковым содержанием несет определенный третий смысл, точно передающий портрет изображаемого героя.

Теперь пойдём от более крупного к более мелкому, а точнее, составляющему монтаж. «Изображение тесно связано с правосудием. Потому что изображение – это доказательство. Кино дает каждому материальное доказательство происходящего». Здесь операторская работа подразумевает под собой субъективный метод съемки. Так или иначе, камера находится в постоянном движении, будь то съемка на рельсах (круговая панорама в три оборота), или же кажущаяся статика (на эскалаторе, героиня поднимается вверх, камера снимает с верхней точки, движение происходит внутри кадра). Кстати, круговая панорама появляется в сцене признания героини в предательстве: панорама передает ощущение тревоги, круговорота, воронки, затягивающей на дно. Всё это бесконечное движение создает ощущения присутствия зрителя с героями, «внутри» фильма. И лишь в камерной сцене (опять же в ней), движение камеры почти прекращается,  но лишь в те моменты, когда должны быть изображены крупные планы героев, а их, кстати, в фильме не так много. Они присутствуют лишь в те моменты, когда должно быть зафиксировано то или иное состояние героя. Камера «выделяет» их из окружающей суеты и шума, из всего мирского, запечатлевая в самые интимные моменты (сцена поцелуя), или же в эмоционально насыщенные моменты (задумчивость героини в кафе).

Ещё одним оригинальным приемом в кинокартине «На последнем дыхании» является прямое обращение героя к камере. Его монолог с самого начала фильма – это краткая автобиография, которая начинается со слов «Кроме того, я – подлец». В обращении к камере (то есть к зрителю) героя Бельмондо, опять же, в грубо склеенном монологе выявляется вся противоречивость натуры героя. Он говорит «Я очень люблю Францию», хотя весь фильм стремится в Рим; находя оружие, играется, будто игрушечным, хотя ему ничего не стоит «взаправду» лишить жизни другого человека; наконец, его пренебрежительное отношение к девушке на набережной, хотя за этой маской Пикассо скрывается нежная любовь к другой.

 

Стоит отметить особенный способ подачи фильма режиссером. Будто документальное кино, этот фильм отражает город, который, как многие другие города, проваливается в воронку времени, и людей, захлебывающихся и карабкающихся наверх на последнем дыхании. Похожие по образу героя и времени, но совсем различные по способу изобразительной подачи, в кинематографе существует множество фильмов разных стран, в которых слово «почему», как в комнате у одной из знакомых годаровского героя, навсегда останется не сложенным до конца по двум тесно связанным причинам: Меняется  жизнь - меняется время.

А закончить анализ новаторского по методу художественного воплощения фильма-представителя французской «новой волны» хочется словами его создателя: «Всегда считалось, что «новая волна» – это дешевый фильм против дорогого. Отнюдь нет. Это просто хороший фильм, сколько бы он ни стоил, против плохого».

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.