Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 27 (бумажный)» Наши гости» Книгоиздатель в эпоху интернета (беседа с В.Токмаковым)

Книгоиздатель в эпоху интернета (беседа с В.Токмаковым)

Кузнецов Леонид 

Леонид КУЗНЕЦОВ КНИГОИЗДАТЕЛЬ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА (беседа с В.Токмаковым)

 

Почему в Год литературы падают тиражи и закрываются книжные магазины? Об этом мы решили расспросить человека, вся жизнь которого так или иначе связана с книжным словом и делом. Леонид Кузнецов родился на Урале, работал журналистом в Восточном Казахстане, закончил  филфак АлтГУ, а живёт сейчас в Москве. Переехав  в столицу, открыл своё издательство «Дикси Пресс», которое помогло многим некогда безвестным авторам найти своего читателя. Эксперты отзываются о Леониде Павловиче как о настоящем профессионале, знатоке современной литературы, непосредственно участвующем в литературном процессе. Его мнение о книжном бизнесе, книготорговле, работе с авторами показалось нам важным и интересным.

 

– Леонид Павлович, сегодня вы достаточно авторитетный издатель, а когда-то, в теперь уже далёких 1980-х,  учились в АлтГУ в Барнауле. Помните что-то из того времени? Может быть кого-то из преподавателей? Не завязалась ли дружба с кем-нибудь из барнаульцев?

– Сразу уточню насчет авторитетности. Слухи о ней несколько преувеличены… Если не сказать прямо, что я совсем не авторитетный издатель. Не совсем обычный, пожалуй.  Но об этом, я думаю, чуть позже. А про Барнаул и университет… Тогда он назывался АГУ – Алтайский государственный университет, это был мой первый и единственный оконченный вуз, с другими мне сравнивать не приходится. Так что АГУ – это Alma Mater, хоть я и заочник, то есть нарошношный специалист, как говорила моя мама. Но возможностей на очном учиться не было, хотя один раз такое предложение мне от деканата и поступало, но я благоразумно от него отказался. А может это и шутка была, сейчас уже и не уверен. В те давние-предавние времена, когда в лаборантах и ассистентах бегали нынешние солидные доктора наук, мне нравилось в АГУ если не все, то почти все. Атмосфера, отношение к студентам, да мало ли… Например, что он реально бесплатный. Я как-то возвращался с сессии и ехал в одном купе с двумя девчонками, которые учились в аграрном институте, что на Красноармейском. Они мне рассказали, каковы в их заведении ставки на сдачу зачета, на сдачу и пересдачу экзамена. Я тогда, помнится, еще порадовался, что учусь на филолога, а не на агронома. Я бы агронома с моей зарплатой не потянул. А у нас все было по-честному. Не знаешь – получай пару, знаешь или везунчик – живи дальше.

К нам, заочникам, отношение было не то, чтобы прохладное, но весьма спокойное. Особенно не парились преподаватели-мэтры, прекрасно понимая, что мы приезжали на сессию не учиться, а тусить и пить пиво, которое в столице Алтайского края в некоторых местах было вполне сносным. Но у нас на курсе был один гений, и что с ним делать, никто до окончания всего этого дела так и не понял. Я сейчас не шучу абсолютно. Фамилия парня была Бузиновский, звали – Сергей. Если кто не в теме, найдите его книгу «Тайна Воланда» и прочтите. Она написана совместно с женой – Ольгой Ивановной Бузиновской. Кстати, преподавателем АГУ в те времена, когда я в нем учился, и одним из самых милых людей, которых я в своей жизни встречал. Да собственно, что я лукавлю? Думается, фамилию Бузиновский в Барнауле знает едва ли не каждый. Сергей был удивительным во всех отношениях. Он был обалденным рисовальщиком и предполагаю, что и художником, шикарным слушателем, он фанател от оружия всякого и знал про него все. И он уже тогда писал по-настоящему хорошо, литературно крепко, точно, связно и образно. «Тайна Воланда» вообще одна из моих любимых книг. Причем, издана она была уже очень поздно, а сделана-то значительно раньше, я в рукописи один из вариантов ее читал еще в восьмидесятых, когда о Дэне Брауне мы еще слыхом не слыхивали и про загадки времени сериалов не смотрели. Я про Дэна Брауна вспомнил потому, что «Тайна Воланда» тоже сделана в манере интеллектуального детектива, вот только нравится мне значительно больше. И очень жалко, что Сережа ушел молодым – в пятьдесят четыре года – в сентябре 2013-го.

– Вы заговорили про книгу нашего земляка, и самое время поговорить о книгах вообще. Вот вы основали своё издательство «Дикси Пресс». Насколько сегодня трудно выживать небольшим издательствам? Какие трудности вы бы назвали как основные? Что приносит основную прибыль? Чувствуете ли вы бульдожью хватку издательств-гигантов?

– Начну с вашего последнего вопроса. Я очень хорошо, без шуток, отношусь к издательствам-гигантам. Люди, построившие в начале девяностых бизнес на книгах, сейчас крутятся как опытная стриптизерша на шесте. За ними – коллективы сотрудников, алчные глаза государства, и десятки претензий. Их собственные – как финансовые, так и имиджевые, и претензий к ним – со стороны читателей, писателей, критиков, медиасообщества… Им конечно жить весело и иногда довольно сытно, но весьма и весьма нелегко. Те, кто возглавляет крупные издательства – настоящие профессионалы, снимаю шляпу. Они и живут серьезно, и работают серьезно. Это про них – бизнес, дистрибуция, маркетинговые ходы, просчет рыночной ситуации. А небольшие издательства зачастую живут на раз – два – три. Открыли издательство, выпустили два-три наименования, закрылись. Обычно небольшие издательства закрываются через два-три года после того, как открываются. Они даже не понимают, что произошло. Вот были какие-то деньги, а вот их и нет. Издержки есть, а прихода нет. И что делать дальше, никто не знает. Так что выживать гораздо проще издательствам региональным, им легче отыскать деньги и заработать их тоже легче. У них какая-никакая дистрибуция, то есть возможность продать свой товар. У московских небольших издательств, особенно если они не аффилированы со структурами, которые выделяют этим издательствам регулярные пайки, шансов выжить практически нет.

И, тем не менее, в Москве издательств до сих пор много. И только благодаря им у нас в стране есть литература. Это как на пляже. Миллиарды песчинок создают комфорт вашим босым ногам. А бродить по валунам креативно, конечно, но весьма затруднительно. По валунам и до моря-то, босиком если, можно не дойти…

Как сейчас чаще всего происходит? Для гендиректоров маленьких издательств их деятельность – это не бизнес, а хобби. Они издают по две-три книги в год, но издают только то, что им самим нравится. Порой – шедевры. Монстры шедевры не издают. На шедевры спроса нет, поэтому это удел избранных, тех, кто свое дело любит больше, чем деньги.

Как создаются издательские шедевры? Элементарно. Люди занимаются любимым делом – это выпуск книг, и зарабатыванием денег – это где-нибудь на стороне. Заработал, будучи каким-нибудь менеджером, сталеваром, дворником, неважно… издал книгу. Все просто.

Кстати, про прибыль, я так понимаю, вы пошутили? Думаю, пошутили. Первый и основополагающий постулат для всех, кто планирует заниматься издательским делом. Это – не бизнес. Это – отдушина для мозга. У кого-то хорошо получается стрелять по тарелочкам или собирать марки. А очень небольшая часть народа укрощает свое эго тем, что издает книжки.

– «Дикси» заявило, что приоритетным для издательства являются малые литературные формы: рассказы, повести и пр. Почему? Ведь все эксперты в один голос заявляют, что читатели больше не читают рассказы, сегодня в тренде толстый роман, страниц на восемьсот. Вы считаете, что эти заявления экспертов не верны?

– Как оказалось, еще как верны. И желательно, чтобы этот роман был выложен в сети, а то на подобный фолиант деньги тратить как-то стрёмно…

На самом деле рассказы не только пишутся, но и читаются. Рассказ – гораздо более литература, чем громадный роман. Попробуйте-ка создать шедевр, да еще вместить его в десяток страниц. Это в столовых вы просите, чтобы вам накладывали побольше, да посытнее, а в звездных ресторанах «Мишлен» подают порцию крохотную. Это блюдо не едят, а смакуют, этим блюдом наслаждаются, восхищаясь мастерством кулинара. Но у нас, ясное дело, все еще в потребностях побольше да посытнее…

Кстати, мы заметили такую странную особенность. Рассказы читаются именно в бумаге, то есть будучи изданными. Чтобы читая, можно было вернуться на определенную страницу, найти особенно точный авторский образ и посмаковать – пощелкать пальцами, присвистнуть, ойкнуть, взвизгнуть… Получить кайф от того, что ты равен писателю, что ты почувствовал как он, потянул за эту тоненькую ниточку… Как бы выразился один из моих любимых писателей Игорь Яркевич – таких людей на первый взгляд не так много, а на второй уже много.

Понятно, что когда я еду на поезде из Барнаула в Москву, то я беру с собой толстый детектив, чтобы убить время. А вот когда мне надо подстегнуть свою творческую активность или разбудить закисший от чтения толстого, страниц на восемьсот, романа интеллект (уж извините за это несовременное слово-атавизм), я беру в руки сборник рассказов того же Сергея Довлатова или например Валерия Былинского. И знаете, ойкнешь, взвизгнешь, пощелкаешь пальцами, и жить как-то становится полегче…

– По статистике, в нашей стране книжных магазинов на порядок меньше, чем в Европе и Америке. Как вы оцениваете развитие книготорговой сети в стране? Её основные недостатки?  Как  вы выстраиваете взаимоотношения с книготорговцами? Есть ли у вас своё видение как можно улучшить нашу книготорговую сеть?

– Статистика – дама серьезная, с ней не поспоришь. Но я и сам, как говорится, своими глазами… В той же Венеции сунулся в какую-то подворотню, там рядом оказались лавка с их знаменитыми масками и книжный магазин. Внешне – неказистый, а внутри весьма вместительный, с приятным таким выбором – от Данте до последних новинок итальянской новеллистики. В Москве в подворотне можно встретить книжный только в двух местах – «Фаланстер» в Малом Гнездниковском переулке и «Ходасевич» на Покровке. И покупателей, кстати, в Венеции в этом книжном было поболе, чем обычно бывает в «Фаланстере».

В принципе, книготорговая сеть в ее исконном смысле у нас вся ушла в интернет-магазины. Через тот же «Озон» или «Лабиринт» можно купить практически все, чего не скажешь ни о крупных книжных магазинах, ни о книжных развалах. Одни торгуют только новинками, изданными издателями-монстрами (а как иначе, если они им и принадлежат), другие – теми самыми романами в восемьсот страниц, уцененными донельзя. Но если у вас нет особых предпочтений, то купить себе можно что угодно, за исключением той литературы, о которой я говорил выше. Литературы, выпускаемой маленькими издательствами, в этих магазинах нет. Получается хитрая вещь. Издатель думает, что выпускает книгу для читателя, но на самом деле есть гораздо более правильный издатель, вот он-то и выпускает книгу, которая доходит до читателя. А тот первый, он только думает, что для читателя, а на самом деле – вначале для склада, а потом для сборщиков макулатуры.

Если говорить про наше издательство, то мы в основном работаем через книготорговую сеть «Лабиринт». Тут проблема всегда одна – не помереть в первые два-три года, наработать собственный прайс, хоть мало-мальский – десяток-полтора наименований изданных книг. Тупо в эти первые годы только вкладываться, вкладываться, вкладываться… Тогда возможно к тебе будут благосклонны крупные дилерские сети, которые не «кидают» поставщика. Извините за терминологию из девяностых, но все эти мелкие и средние фирмочки «кидают» практически все. Мы например ни копейки не получили ни от одной из книготорговых организаций, с которыми имели дело, кроме «Лабиринта». Но «Лабиринт» - это отдельная песня, боюсь, скорее исключение из правил. С магазинами то же самое. Честные продавцы – наперечет.

Мне кажется – это первопричина, почему у нас закрываются издательства. А вот почему они открываются – вот ведь вопрос! Ведь всё известно заранее. К примеру – читатель. Читателя-то в исконном понимании этого слова у нас почти не осталось. Люди жалеют на книги деньги, им гораздо проще скачать в интернете то, что есть в свободном доступе или в пиратском исполнении. А если чего-то нет, то и шут с ним, как говорится – переживем. Это раньше Россия не могла без книг, а сейчас запросто. Книга давно перестала быть предметом первой необходимости. Я имею в виду беллетристику. Пока еще востребованы учебники, какие-то псевдонаучные штучки, детская литература. Но не современная проза или поэзия. Сейчас тираж для книги современного писателя в тысячу экземпляров – это ого-го! Это – очень много. Современная литература ушла в междусобойчик: издатель – писатель – рецензент-обозреватель. Такая закрытая тусовка… И рады бы открыть двери, да никто в них не стучится.

Так что издательство книг на поверку вообще – болезнь. Типа шизофрении. Лекарства-то от нее нет. Чуть денег где случайно заработал – тут же тянет чего-нибудь издать… Поэтому умные государственные ребята давно поняли, что нам помогать не надо. Как там у Гоголя в «Ревизоре» сказал Артемий Филиппович: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

 А все эти хитрости типа Года литературы, это от лукавого. Немного пошумят, да и успокоятся. Наша литература прекрасно бы обошлась и без Года литературы. Все равно деньги кончатся и пойдут опять не тем, и не на то. А литература была и останется.

– Какие тенденции вы бы отметили в современной российской прозе? Кого из молодых авторов можете назвать как интересных и перспективных? По какому принципу вы подбираете авторов? Если сравнивать с западной прозой, работающей на стыке элитарного и массового искусства, что может быть не хватает нашим авторам?

– Давайте обойдемся без имен. Объясню почему. Надеюсь, у меня получится один проект, который подсказал Евгений Анатольевич Попов и который постепенно ответит на ваш вопрос об интересных и перспективных. Их много есть. Причем, ну очень много. Такое ощущение, что российская земля вознамерилась рожать с девятнадцатого века и вплоть до нынешнего не Платонов и Невтонов, как предвещал Ломоносов, а Тургеневых, Салтыковых-Щедриных и Чеховых. Правда «числом поболее, ценою подешевле», но определенно очень талантливых.

Мы схитрили в свое время. Одновременно с организацией издательства мы заключили некое соглашение с литературным агентством «Новые писатели» по поиску талантов. Агентство проводит конкурс прозаиков и поэтов, а мы берем самых интересных на карандаш. Кое-кого уже и напечатали отдельными книжками, кое-кого взяли в тематические сборники. С этого мы начали, а там как-то само пошло – знакомства личные и посредством электронного общения, а в результате вполне приличные на мой взгляд книги, которые никто другой бы никогда не издал.

А если говорить о тенденциях в современной российской прозе, то их проще всего отслеживать по тому, кому даются главные литературные премии в стране – «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Русский Букер». Были времена, когда государство на это дело внимания не обращало, тогда в фаворе была интеллектуальная и хулиганская проза, сейчас, когда приоритеты расставлены, на первые роли вышла проза «новых деревенщиков». Я не знаю, как их правильно назвать, этих бойких ребятишек, я их называю так. Впрочем, они пишут сильно, этого у них не отнять, это я признаю, но чуть-чуть, совсем чуть-чуть подванивает протекционизмом.

Что касается Запада, то тут такая же история, что и у нас. На слуху всякая хрень, а двигает литературу, получает Гонкуровские и Нобелевские премии публика совершенно массовому читателю неизвестная. Так что на Западе все в порядке: торт (в смысле настоящая литература) – отдельно, а мухи (литература массовая, типа «Пятидесяти оттенков серого») – отдельно.

– Как оцениваете роль Интернета и социальных сетей в продвижении книжной продукции? Есть ли за этой альтернативой будущее?

– Скорее так – есть ли альтернатива Интернету и социальным сетям? Нет альтернативы. Все остальные формы рекламы практически сошли на нет. Наберите в поисковике слово «книга» и вам потом еще долго будет аукаться это ваше сомнительное телодвижение. Каких только книжек вам не станут предлагать и слева и справа – и на баннерах и в контекстной рекламе! Может еще и поэтому выплыть из этого моря, не сбившись с курса, оказывается затруднительно – непременно купишься на какую-нибудь завлекательную ерунду и пройдешь мимо настоящего. Есть правда буйки – сетевые порталы «Сноб», «Свободная пресса», «ЛиTerraтура», это я так – сходу, их гораздо больше, там можно вернуть ориентиры. Ну, это если такое желание появится, конечно.

– Есть ли у нас в стране институт литературных агентов, как на Западе? Литературное агентство «Новые писатели». Расскажите о принципах работы, миссии, окупаемости.  Удалось ли открыть кого-то из новых авторов, прозаиков, кинодраматургов?  Мне кажется, у нас огромное количество неплохих писателей, особенно в глубинке, так и остались нераскрытыми из-за ситуации, когда просто некому показать рукопись?

– Есть, конечно есть. У нас как в Греции. Но наш институт литагентов он такой – российский, наш. Со всеми вытекающими. Аффилирован агент с крупным издательством – считайте, вам может повезти, возможно вы даже издадитесь разок. Но рискуете между тем нарваться на человека, только представляющего себя профессионалом, а таковым сроду не являющимся. Тогда готовьтесь потратить за опыт некоторую сумму. Никаких гарантий.

«Новые писатели» ориентированы на поиск писателей, а не на выкачивание из них денег. Окупаемость – нулевая, самоотверженность – высочайшая. Я до сих пор не понимаю – что их держит. Ну, значит нравится подобный мазохизм.

Что касается талантов из глубинки, то вот пожалуй единственное, на что государство могло бы с пользой потратить деньги – это на воссоздание такой формы работы с автором, как литературное объединение. На массовой основе, как было в Советском Союзе. Когда у тебя есть настоящий ментор, человек, которому ты доверяешь полностью, хотя бы на первых ученических порах. Но боюсь, что именно на это денег как раз и не найдется.

– Каковы основные тенденции развития книжного рынка в России на ближайшую перспективу?

– Основные тенденции – это постепенное затухание книжного рынка, перевод его в плоскость интернет-торговли электронными книгами и редкими эксклюзивными. Хотя… меньше всего хотелось бы именно этого. Потому что именно тогда и кончится в России и мире настоящая литература. Ну, будут читать всякую дрянь, чем собственно занимаются и сейчас. Так что ничего сверхъестественного ожидать не приходится.

Коментарии

nemceva202@gmail.com | 04.06.15 11:50
Очень интересно узнать про шедевры, которые издают небольшие издательства
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.