Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 105 (июль 2015)» Критика и рецензии» Шампур с рифмами или К чему приводит модернизм: книга В.Метелицы

Шампур с рифмами или К чему приводит модернизм: книга В.Метелицы

Никифоров Алексей

ШАМПУР С РИФМАМИ, ИЛИ К ЧЕМУ ПРИВОДИТ МОДЕРНИЗМ: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ВИОЛЕТТЫ МЕТЕЛИЦЫ

 

И мысли, и ритмика Метелицы старомодны. Она певец отточенной банальности. Это небольшая беда. Гораздо хуже, что «поколенческий» текст автора неправомерно помещает читателя в сомнительное множество:

 

И в каждом нашем пробужденьи

Звучит другое поколенье.

Сквозь наших прадедов лихих

Мы пишем музыку и стих,

В себе имея их скопленье,

Придумывая наше

Время.

Мы племенные...

Наше племя

Уздою времени держу.

Не усмирены,

Но покорны,

Жуем подножные поп-корны,

И забываем, кто мы есть,

В чем наша сила,

смысл

и честь.

 

Проще говоря, Виолетта постулирует, что некие «мы», то есть я и вы, читатель, едим «подножные поп-корны» и «кладем смычок в грязь». Вы, Виолетта, на мой вкус, действительно кладёте смычок в грязь, и возможно, что-то такое едите. А я Моцарта слушаю. Но я не пишу, что «мы все слушаем Моцарта». И почему автор ставит странное ударение в слове «усмирены»?

 

К сожалению, поэтесса составляет свои стихи по готовым лекалам, ритмам, маскируя традиционную силлабо-тонику мелким дроблением строк — получается будто бы оригинально, будто бы «модернизм». На самом же деле всё ровно, гладко, смертельно скучно. Стихи похожи на шампур с рифмами:

 

Живи! Живи!

Не зная мук,

Рождайся снова

Ежечасно

И удивляйся,

Как прекрасна

Рука, рождающая звук!

И бесконечно

Пополняйся,

И никогда не повторяйся

Рисунок.

О, творец творца!

Орда мы!

Жизнею влекомы

И страстью,

Но свои оковы

Мы превозносим

Как любовь!

Мы прикасаемся телами

К какой-то тьме...

К какой-то яме.

И леденеет наша кровь.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но если, прозревая ввысь,

Касаемся его знаменья

И принимаем очищенье,

Всем существом благодаря.

 

Что это за «жизнею», нелепый оборот, почему «знАменье» рифмуется с «очищеньем»? Импрессионизм, да и только. Художник ТАК ВИДИТ. А всё потому, что ленится и импровизирует, не отделывает стихи, записывает сырой материал, как попало бросая на холст краски... Но именно этот подход рождает шедевры комизма и каскады трюизмов, их нельзя читать без некоторого извращенного удовольствия:

 

К приходу себя

К себе

Я пол подмела повсюду.

К прилёту себя

В себя

Я вымыла всю посуду.

Сидела, ждала три дня,

Три года ждала,

Три века.

Готовила тело я,

Чтоб в нем

Поселить человека.

 

Две строки стихотворения-портрета

 

Мой учитель испанского

Курит траву и молчит*

 

снабжены уморительным примечанием «* колорит Аргентины». Еще бы, коллега, еще бы! «А ребята не знают». Впрочем, стихотворение об учителе испанского, быть может, лучшее в сборнике. Тема, как говорят в интернете, раскрыта, Виолетта действительно портретист:

 

Мой учитель испанского

Странный,

Безумный,

Шальной,

Он везет меня в ночь

На своем мотоцикле.

Я теряю года,

Прикасая колени к нему.

Он сквозь ветер роняет слова,

И я их не пойму.

Мой учитель испанского

Курит траву и молчит

И глаза его щурятся,

Хитрой улыбкой светясь.

Мой учитель испанского

Нежно целует меня.

Говорит, что язык – это связь.

Мой учитель испанского

Учит меня говорить

На любом языке

И смеется, закончив урок.

 

Ценность стихов Метелицы для меня весьма проблематична. Книга милая, написана, что называется, «через душу», но совершенно необязательна, как женская болтовня или гадание на кофейной гуще. Можно наковырять горсточку изюму. Но и у графа Хвостова были хорошие стихи, которые расстраивали его благодарную (любители китча!) аудиторию. Пожалуй, перепечатаю «Учителя испанского», а сборник верну в библиотеку. У них полки большие...

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.