Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 108 (февраль 2016)» Критика и рецензии» Ниже некуда? (рецензия на фильм "Игра на понижение")

Ниже некуда? (рецензия на фильм "Игра на понижение")

Кудряшов Иван 

НИЖЕ НЕКУДА?

(рецензия на фильм "Игра на понижение")


 

«Слишком скучный», «слишком заумный», «слишком много диалогов» - вот очень частые комментарии на этот фильм. На такой фильм само собой нельзя было не пойти.

 Пожалуй, лучшей рекомендацией фильму «Игра на понижение» Маккея является та ситуация, в которой я его увидел. На дневном просмотре за 150 рублей я был совершенно один в зале. И дело в каком-то надуманном снобизме или элитарности, а в том, что фильм в точности об этом - о нежелании людей знать. Если порой мы и соглашаемся проглотить горькую пилюлю трезвомыслия, то только с подсластителем - например, в шоколаде игрового кино с вагоном звезд первой величины. Но чаще мы наивно думаем, что кто-то другой знает (и возможно, контролирует ситуацию от выхода из берегов). Мы верим, что власть имущие и богачи, сидя в кабинетах из дуба, обладают знанием целого и пониманием ситуации. И надо же какой сюрприз: вполне возможно, что ни в кабинетах, ни (что чаще) на яхтах, вечеринках и в стрип-клубах те, кто управляет нами, на деле ни черта не понимают и ничем не управляют.

 Собственно, в фильме гениально и метко схвачена одна из ключевых черт психологии капитализма – хитрость, незримо граничащая с тупостью. Веннет не зря говорит о том, что не видит границы, ведь обе этих вещи относительны и зависят от сознания другого.

 Можно сказать, что там, где элиты пользуются глупостью и хитростью, мы вступаем в сферу сложных игр сознания. Тут имеет место своего рода череда рефлексивных (или даже диалектических) оборачиваний. На первом шаге элита верит в свою власть, потому что видит себя в качестве выгодополучателя всего происходящего, т.е. как тех, кто обуздал процессы. Здесь наивность выдает себя за хитрость или даже ум. Затем как несложно догадаться элиты получают подкрепление в этом статусе от тех, кто признает их в качестве элиты (а это большинство). Не сложно одурачить тех, кто сам ищет себе господина. Тем самым хитрость, выдавшая наивность за ум, оборачивается настоящей хитростью, той в которой люди одурачены и служат твоим интересам. Однако в какой-то момент ситуация выкидывает фокусы, которые нельзя обуздать только ссылкой на то, что тебя все считают начальником земного шара, нужно знание, а знание в процессе легких этапов оказывается утрачено. Здесь стоит сделать оговорку: не всё знание потеряно и не у всех, ведь всегда есть люди, которые даже в ситуации полного комфорта (деньги, власть, статус) продолжат заниматься знанием, просто потому что это им интересно. И вот в этот момент большая часть элиты оказывается в патовой ситуации: менять что-то нужно, но нет ни воли, ни желания, ни плана. Хитрость оборачивается глупостью – продолжая делать хорошую мину при плохой игре, мы лишь усугубляем будущий кризис.

 И все же, как справедливо замечает в фильме Марк Баум, если вы уверены в том, что никто не собирается менять правила игры (а что разве капитализм не вечен?), то в итоге любая глупость сойдет с рук. И это ли не хитрость – создать условия, в которых проигрыш невозможен? Тем более, что в современных государствах все сильнее становится экспертократия, т.е. даже политики опираются на мнение тех, кого они должны оценивать и контролировать.

 Любопытно при этом, что в современных обществах этой беззаботностью богатых заражена большая часть населения. Особенно это хорошо заметно в ситуации с кредитами. Наша страна в этом плане не исключение, хотя в России определенная часть закредитованных по уши – скорее не беззаботные глупцы, а жертвы своеобразного социального noblesse oblige (подобный код «положение обязывает» есть у пролетариев, у среднего класса и у нуворишей).

 Мне также очень понравилась манера съемки. Адам Маккей отлично комбинирует комедийную манеру съемки с серьезной, элементы байопика с намеками на документализм. Кстати, и видеоряд, и драматургия, и юмор «Игры на понижение» очень сильно напоминают «Кровью и потом» Майкла Бэя. Это тоже фильм о том, куда ведут недалеких людей влажные мечты о наживе. Говоря о драматургии, нельзя не отметить и потрясающую игру актеров. Я бы выделил работы Кристиана Бейла и Стива Кэррела. Бейл на мой взгляд в очередной раз доказал, что он один из лучших – не только в перевоплощении, но и в убедительности. Очень часто после яркой и убедительной роли, актера сложно представить в радикально ином свете, но Бейлу это удается. Например, после Бэтмана и «Аферы по-американски» он здорово изображает Майкла Бьюрри – закомплексованного талантливого финансиста со стеклянными глазом и синдромом Аспергера. Вообще любопытно, что несмотря на то, что все герои фильма – совсем не героические персонажи, их настойчивость очень сильно подкупает. В каком-то смысле это кино не только о Уолл-стрит (где говорить правду часто уже подвиг), но также о вере в себя, в свое виденье, которое может и противоречить мнению большинства. Из-за этой упёртости герои и вызывают симпатию, без которой фильм, конечно же, очень многое бы потерял.

 Ну и в завершении можно вспомнить лишь всё то, на чем заканчивается фильм. Никто не наказан, банковская реформа отброшена, а виновниками объявлены необеспеченные граждане. Точно так же ничем закончился «Оккупай Уолл-стрит» в 2011 году и многие подобные акции. И вместо синтетических CDO на бирже продолжают торговаться десятки видов деривативов (в т.ч. упоминаемый в фильме мусорный «пакет траншей под заказ»), что в общем и делает современные финансовые институты мало отличимыми от лавки букмекера. Так что наше благосостояние продолжает зависеть от тотализатора и прихотей Фортуны.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи:  2
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.