Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 110 (июнь 2016)» Гвоздь номера» Провинциальный, интеллектуальный…(об истории Киноликбеза)

Провинциальный, интеллектуальный…(об истории Киноликбеза)

Николенкова Наталья 

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ.  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ…

(опубликовано в журнале "Барнаул литературный" 2016 № 2)


 В последние годы кинофестивалей в России развелось едва ли не больше, чем литературных премий. Но даже на этом пестром фоне Международный фестиваль авторского кино «Киноликбез» выделяется своего провинциального лица необщим выраженьем. «Провинциальный» здесь не значит «непрофессиональный» и «местечковый». Значит – независимый и непафосный, искренний и демократичный, дружеский и дискуссионный, теплый и хулиганский.

Началось все в 2010 году, когда Вячеслав Корнев, преподаватель философии Алтайского государственного университета, редактор литературного альманаха «Ликбез», руководитель Клуба любителей интеллектуального кино АлтГУ, профессиональный любитель кино (неплохой каламбур?), сам снявший не один фильм, решил перейти от теории к практике. Фильмы первого «Киноликбеза» были сделаны кинофилами-соратниками Корнева практически «на коленке» (да, собственно, в наше время снимать кино на мобильный телефон – это тренд). Фестиваль получился чисто барнаульским, почти университетским.

А потом – пошло-поехало! С каждым годом (слава Интернету!) расширялась география участников фестиваля, рос уровень присылаемых работ. Непросто порой было членам отборочной комиссии из множества присланных фильмов выбрать самые лучшие. Приходила, конечно, и беспомощная самодеятельность – но в целом уровень участников киноотбора неуклонно рос год от года.Позволю себе процитировать собственную заметку «Пир духа» о «Киноликбезе-3» (2012):

«Я не завидую вам, если вы пропустили эти четыре дня. 25-28 апреля в кинозале «Премьера» на Крупской проходил международный фестиваль авторского кино «Киноликбез-3». Более 70 фильмов, присланных профессиональными режиссерами и любителями со всех концов России, из Казахстана, Украины, Литвы, Великобритании, Португалии, Азербайджана, Таиланда, Армении и не только, удалось посмотреть счастливцам с красными глазами (с 14 до 22 часов ежедневно, с небольшими перерывами на еду и перекуры.) Днем зал не был переполнен – но к вечеру подтягивались освободившиеся труженики тыла и студенты. Эмоции зашкаливали: и смех, и слезы, и аплодисменты, и дискуссии в паузах. Не спал никто!

Когда все закончилось, я подошла к идейному вдохновителю и главному организатору фестиваля Вячеславу Корневу с беспомощным вопросом: и как же теперь жить? Без этого? Абстинентный синдром настиг, я думаю, не только нас, членов жюри (Вячеслав Корнев, Ирина Шестакова, Вадим Климов, Александр Быков и ваша покорная слуга), но и всех постоянных благодарных зрителей. Зрители не только смотрели кино, но и сами вели видео- и фотосъемку (Юлия Храмова и Владимир Асанов), интервьюировали гостей (Владимир Асанов, Вячеслав Корнев), шили флаги фестиваля (Владимир Асанов), ваяли фигурки призовых «Жан-Люков» (названных так, разумеется, в честь Годара, а не в честь какого-то неизвестного дядюшки, как «Оскар» – Семён Бергман), писали отчеты о каждом дне на сайте «Киноликбеза» (Анастасия Радцева, Владимир Витвинчук, Ирина Рэй). Все – по-нашему, по-коммунистически, за идею. И партизански сделанные граффити-логотипы фестиваля украсили стены и тротуары города Б.

Выбирать призеров было чрезвычайно трудно: очень высок оказался уровень работ. Суровый арт-критик Климов даже заметил: – Если уровень будет по-прежнему расти, многие начинающие режиссеры из провинции просто побоятся присылать свои работы. – Нет уж, Вадим, на понижение играть не будем!».

Начиная со второго фестиваля на «Киноликбез» начали приезжать его участники из Рубцовска, Астаны, Москвы, Санкт-Петербурга, Верхней Пышмы и других городов. Постоянным гостем фестиваля стал рубцовский режиссер Георгий Парфиненко. В разные годы приезжали продюсеры Серик Абишев и Сардор Салиходжаев (Астана), режиссеры Михаил Черняк (Москва), Дмитрий Майоров (Москва), Евгений Лумпов и Александра Поршнева (Астана), Алексей Пряхин (Санкт-Петербург)… Этих людей не спонсировало Министерство культуры. В 2014-м, например, парни из Кемерова (Михаил Бондаренко, Иван Дрешер, Евгений Маликов, Роман Янченко) сами приехали на своей машине, сами заказали себе по Интернету гостиницу. Им, кстати, стоило отдельно доплатить за артистизм (если бы профессор Корнев и деньги не были вещами несовместными).

Фестивальные просмотры проходили поочередно в актовом зале АлтГУ, в кинозале «Премьера» и в арт-галерее «Республика ИЗО». Каждый раз, кроме традиционного подъема алого знамени фестиваля в начале и вручения золотых и серебряных «Жан-Люков» в финале, возникали новые фишки. Однажды небывалый наплыв зрителей вызвал фейковый анонс в прессе о том, что на «Киноликбез» приедут Жерар Депардье и Саша Грей (они там присутствовали, но в виде пластиковых

фигур). Разгоревшийся скандал (как? на какие деньги так жирует Корнев?) позволил снять ироническое видео о передаче Корневу денег неким подозрительным корейским не то магнатом, не то шпионом. Всех гостей на вокзале и в аэропорту встречали хлебом-солью – неизменным киноликбезовским караваем. В «Республике ИЗО», кроме бесплатного чая-кофе с печеньем и сластями, наша красавица Катя Фоменко в костюме стюардессы раздавала зрителям «взлетные» конфетки: с эмблемой «Киноликбеза», в концептуальных синих и красных фантиках.

Обсуждения, дискуссии, ежедневные зрительские отзывы в анкетах и «видеорубке правды»… А блины у Лизы Гундариной, которые по очереди пекли все! А шашлыки у Саши Бергмана, в его уютном дворике! А экскурсии, которые проводили для гостей Юлия Годар (не забыв про селфи под цветущими яблонями и про барнаульскую икону китча – лебедей на мосту) или Сергей Ужакин (мало кто может рассказать о Барнауле столько и так, как он)!

«Киноликбез» – это около 100 фильмов за несколько дней. Это конкурс в номинациях «Лучший полнометражный фильм», «Лучший короткометражный фильм», «Лучший документальный фильм», «Лучшее киноэссе», «Лучший анимационный фильм», это Гран-при, которым по праву гордятся лауреаты. Спецпризы («Серебряный Жан-Люк») «За лучший сценарий», «За лучший монтаж», «За правильный пафос», «За свободу воображения» и другие в конце концов получили свое название по названиям фильмов Жана Люка Годара: «Новая волна», «Особая банда», «Жить своей жизнью» и т. д.

Нужны ли нам подобные кинофестивали сегодня, когда в Интернете доступно практически все? Но, во-первых, все-таки не все. Во-вторых, надо знать, что искать и где искать. В-третьих, есть особый кайф в том, чтобы смотреть настоящее кино на настоящем большом экране и в компании настоящих людей (мысленно отвечаю я любителям уединенных ночных домашних кинопросмотров). Пусть резонируют эмоции, пусть шевелятся мозги, пусть рождаются идеи! «Смотри! Думай! Действуй!» – призывает «Киноликбез», ласково глядя на тебя со своей эмблемы дулом кинокамеры-пистолета.

Жаль только, что седьмой ежегодный Международный фестиваль авторского кино «Киноликбез» доктор философских наук, профессор Вячеслав Корнев проведет в июне 2016-го уже по месту своего нового жительства, в Санкт-Петербурге. Что ж, может, культурная столица станет еще культурнее. Но и вирус киномании, которым «Киноликбез» заразил своих барнаульских зрителей, лечению, надеюсь, не поддается.

 

 


фото Геры Парфиненко



























Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.