Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 110 (июнь 2016)» Гвоздь номера» Он живой и светится! (как рождался Киноликбез)

Он живой и светится! (как рождался Киноликбез)

Годар Юлия


ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ!
(опубликовано в журнале "Барнаул литературный" 2016 № 2)

«А давайте превратим Барнаул во вторые Канны!»

 

Как все легкое и изящное, «Киноликбез» появился из случайной фразы. К приходу в гости Вождя КЛИКа («Клуба любителей интеллектуального кино») Вячеслава Корнева мы испекли торт с буквами «Ликбез» и красной звездой. Торт был приторно-розовым, как страна сказочных пони, и мы назвали его «Ликбез Glamour». Известно, что ВВ – давний и ярый противник гламура, но кто будет против чая, вина и торта, поэтому он сказал ему да: «Да, розовый – это тренд»:

– Надо будет напечатать эксклюзивные номера «Ликбеза» с розовыми страницами!

– А внутрь класть пробники от шампуней.

– А где мы их будем брать?

– Отрывать от настоящих журналов и вклеивать!

– И конкурсы красоты проводить!

– И лучшие фотографии ню на разворотах делать глянцевыми! От читательниц!

– Можно вообще один женский выпуск подготовить!

Вот где-то среди подобного бреда и появилась идея – организовать кинофестиваль под маркой «Ликбез»: «Мы объявим конкурс, а фильмы нам будут со всей страны слать. Да что там страны – мира!». Это примерно как в «Мэри Поппинс»: «Будь я на твоем месте, я бы не терял времени и поместил бы во все газеты объявление: «Джейн, Майклу, Джону и Барбаре Банкс (не говоря уже об их маме) требуется самая лучшая в мире няня за самую скромную плату, и причем немедленно». А потом я сидел бы и любовался, как няньки выстраиваются в очередь у нашей калитки, застопорив все уличное движение!». Удивительно, но так все и получилось.

Правда, первые два года были провальными, но мы этого почти не заметили. Как объявить о новом фестивале? Где брать участников? Мы не задавались такими вопросами и действовали по принципу: «Чего тут думать – прыгать надо!». Одной камерой на шестерых сами сняли фильмы и сами себе честно вручили призы. На премьере актовый зал АлтГУ был наполовину полон (как видите, я оптимист), а «горячий микрофон» передавался из рук в руки. Зрители выходили к сцене, обсуждали, обстоятельно журили участников за непрофессионализм, советовали поучиться у Тарантино, посмотреть Спилберга или хотя бы телевизор, а мы - сияли серебрянкой и позолотой. Ведь буквально сегодня этими руками красили призовые статуэтки – тротуарную плитку типа «волна», концептуальные награды в честь кинематографа «новой волны» 1960-х годов.

Но людей не проведешь, и на второй год мало кто пришел на «Киноликбез». Меньше сотни человек. Зато работ прислали много! И каких! Лютый треш! Никогда не забуду фильм «Полковнику никто не пишет».

Настоящие пацаны с Потока всерьез сняли боевик с пластиковыми пистолетами, фразами в стиле «Бригада (бета-версия)» и драками на снегу. Дебютантов добивали и после фильма – те зрители, что выдержали и остались. Но режиссер Антон Тимофеев не сдался и пообещал и впредь присылать фильмы на наш фестиваль. Кстати, позже он поступил во ВГИК, и даже журнал «Сноб» написал о новых работах теперь уже москвича снисходительно-положительно, но на то он и «сноб», а не характеристика в личном деле, созданная в иконописной манере. Так «Киноликбез» стал стартовой площадкой для киноталантов.

Помню, как мы не верили, что к нам действительно приедут настоящие участники из других городов. Как хотелось их пафосно встретить! Поселить в гостинице, кормить в ресторане, организовать интервью на радио или в газете. Но денег не было, и мы селили режиссеров у себя, собирались по вечерам за пловом, а днем водили пешие экскурсии по городу, машины тоже ни у кого не было (да и сейчас нет, о чем это я). Верили они или нет, что лебеди на мосту перед Новым рынком – это фениксы Барнаула, ведь «каждую ночь их сжигают автохтоны, а поборники культуры неутомимо восстанавливают заново», но столичные гости с удовольствием делали фотографии нашего города и даже кое-что записывали.

Мы чувствовали, что «Киноликбезу» не хватало пафоса. Мы старались его добирать – тщательно перечисляя количество присланных работ, городов и стран-участников: «100 премьер за 5 дней», «70 картин будут соревноваться за главный приз фестиваля «Золотого Жан-Люка». Эту информацию слово в слово транслировали местные СМИ.

У «Киноликбеза» появился настоящий золотой Жан-Люк (в честь Годара), статуэтка, которую приятно получать, держать в руках и фотографироваться с ней. Уже здорово! Но по совпадению иногородние участники всегда попадали в Барнаул в отсутствие горячей воды. И нам было жгуче стыдно перед ребятами, которые приехали из Астаны с настоящей полнометражной лентой. Такие молодые – и уже настоящие звезды, они сняли фильм на государственной киностудии, прибыли сюда, а что мы им можем предложить? Несколько десятков энтузиастов, истинных фанатов киноискусства в зале «Премьера»?

«Улитка, которая хочет стать конем», – таким нарисовала «Киноликбез» пятилетняя Ева. И нам этот логотип очень понравился: «За пять лет мы добились больших успехов. Верите ли вы, что к нам будут приезжать настоящие звезды – Депардье и Челентано?»

Позже тот самый режиссер из Казахстана Адильхан Ержанов снимет еще один фильм и получит за него награду уже на Каннском фестивале. На своем сайте, рядом с фото со статуэткой в руках он разместит благодарственный пост о «Киноликбезе».Чем запала ему поездка в Барнаул и почему участники возвращаются вновь на следующий год, привозя с собой друзей, – мы поняли гораздо позже. И долго не верили объяснению, что здесь – душевно. Очень уж лубочно это звучало. Но и знаменитый кинокритик Сергей Кудрявцев (автор книги «3500 рецензий»), и Михаил Черняк (режиссер из Москвы), и Дмитрий Майоров (режиссер из Санкт-Петербурга) говорили одно и то же: у вас есть возможность встретиться со зрителями. Даже на больших фестивалях просмотры в пустых залах – это норма. Да, большая пафосная встреча, большое число людей, випы, дорожки, суета – и ничего. А здесь приходят люди, обсуждают, задают вопросы, пишут рецензии, ставят оценки. Здесь живое общение, творческий бульон для любителей киноискусства.

Пожалуй, своего пика «Киноликбез» в Барнауле достиг в 2014 году. Когда кинокритик и председатель жюри фестиваля Сергей Кудрявцев перепутал даты прилета и просрочил авиабилет до Барнаула. Когда не удалось собрать деньги на дорогу для звездных участников с помощью краудфандинга. А режиссеры – все равно приехали! Те, кто действительно любит кино. И зрители пришли – много зрителей. Каждый день полный зал – с утра до вечера.

В перерывах между показами люди смотрели экспонаты большого музея «Киноликбеза» – томик Ленина с дарственной надписью автора В.В. Корневу; колокол, разбудивший Герцена; философский камень; колесо из одноименного фильма Абеля Ганса… Когда «Киноликбез» перестал пытаться быть серьезным и пафосным и соревноваться с другими фестивалями, воспитал приверженцев. Казалось бы, все получилось наконец! Но идейный вдохновитель и главный организатор «Киноликбеза» Вячеслав Корнев переехал в Санкт-Петербург. И без него представить себе этот праздник кино сложно. «Опять двадцать пять – то одно, то другое, – скажете вы и будете правы. – Только все наладилось и тут же рухнуло». Тут надо бы написать, что мы, дескать, верим, что там, в Питере, все получится! Но мы верим, что обязательно не получится! Как говорила мама Форресту Гампу: «Жизнь как коробка шоколадных конфет. Никогда не угадаешь, что внутри». Вот и «Киноликбез» как пирожок с повидлом. Когда кусаешь, нипочем не догадаешься, с какой стороны оно вылезет. А все потому, что «Киноликбез» – как светлячок у Драгунского: «Он живой. И светится».



фото: Данил Антропов, Екатерина Фоменко
































Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.