Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 29 (бумажный)» Салон» СКГФ: структурный автоанализ (статья)

СКГФ: структурный автоанализ (статья)

Пряхин Алексей 

СКГФ: СТРУКТУРНЫЙ АВТОАНАЛИЗ (статья)

Непривычно анализировать свою собственную работу. С другой стороны – а кто лучше это сделает, если чётко понимаешь, как эта работа создавалась и из каких компонентов она состоит, а главное – для чего всё это.

На шестом «Киноликбезе» в Барнауле «Самый короткий гениальный фильм – СКГФ (Пенталогия+суперфильм)» завоевал «Серебряного Жан-Люка», а среди зрителей получил немало положительных отзывов:

– Концепт просчитан верно.

– Коротко о сути большинства современных многобюджетных фильмов.

– Это действительно гениально! А в наше время минимализма – очень в точку!

– Голые женщины радуют глаз.

– Оригинально, смешно, но коротко и несерьёзно. Тем не менее есть посыл.

– Современно, хоть и обычно, но получилось вызвать эмоции, здорово!

– А где же экстракт авторского фильма? Вот в чём его отличие! Его нет![1]

Забавней всего, что в рейтинге дня (все зрители оценивали просмотренные фильмы по 10-балльной шкале) он стоял наравне (6,8) с другим экспериментальным фильмом – «Свояси», авторы которого вложили немало усилий в создание причудливых и безусловно интересных (местами завораживающих) образов, в то время как наш фильм был создан самыми простыми техническими средствами.

Конечно, простая форма фильма настраивала на несерьёзный лад. Особенно среди представителей старшего поколения. Например, алтайский искусствовед Вадим Вистингаузен назвал СКГФ типичным приколом для студенческого капустника и «в принципе не кино»[2].

Да даже многие из тех, кто отнёсся к фильму благосклонно, воспринимали работу как сатирический объект.

Однако я настаиваю: данная работа является вполне серьёзным актом фильмотворчества, направленным, с одной стороны, на рефлексию современного «мейнстримового» (и не только) кино, а с другой – на манифестирование иного (идя от противоположности) подхода к кинематографу в современном обществе. Её задача – вскрыть «одномерность» современного кино, которая в эпоху позднего капитализма чувствуется всё острее, в том числе и благодаря усилению механизмов предкризисного «загнивания» общественно-экономических отношений.

Начнём анализ с названия. В мире немало фестивалей, где рассматриваются работы «микрокороткого» метра до 15, 10 и даже 5 секунд, а самым коротким признан односекундный фильм «Smallest, Shortest Film» Антона Корбайна (впрочем, это без учёта титров, с титрами он растягивается аж на 38 секунд). Автор также не претендует, что его работа является самой гениальной в сравнении с лучшими образцами мирового кинематографа, как «Броненосец «Потёмкин» Эйзенштейна, «Сияние» Кубрика, «Птицы» Хичкока, «Выход» Пеляшана, «Железная пята олигархии» Баширова и т. д. и т. п. Наряду с определённым элементом эпатажа формулировка «самый короткий гениальный фильм» подразумевает, что минимальное количество минималистских инструментов было составлено оптимальным образом для достижения кинематографического результата. Гениальный – подразумевает совершенство, т. е. полноту содержания. Именно в этом смысле название работы вполне оправданно.

Итак, разберём содержание фильмов.

Если исключить вступительные и заключительные титры, то пенталогия визуально представляет из себя пять кадров с «интертитрами», которые исходя из логики работы и для простоты мы будем называть титрами.

Самый короткий трагичный фильм - Титр «Девочка повесилась!»

Самый короткий смешной фильм - Титр «Ха-ха-ха! Очень смешно!»

Самый короткий ужасный фильм - Титр «Ты сейчас умрёшь!»

Самый короткий экшен фильм - Титр «Герой жив, а все враги убиты»

Самый короткий эротический фильм - Титр «Голые женщины! Голые женщины!! ГОЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ!!!» – экран мерцает разными цветами.

Каждый из титров соответствует содержательной стороне заявленного в названии жанра фильма, и мы переживаем (хотя кто как), пусть и в символической мере, те же самые ощущения, которые задаются мейнстримовым жанровым кино.

 

 

Концептуально каждый из титров оснащён соответствующим фоном, который формировался в ассоциации с психологией восприятия цветов:

Драма (трагедия) – грусть, печаль – синий,

Комедия – смех – зелёный,

Ужасы – страх – чёрный,

Экшен – агрессия – красный,

Эротика – удовольствие – яркое и динамичное смешение цветов.


Вместе с тем четыре цвета фона являются четырьмя смешанными цветами полиграфической цветовой модели CMYK.

Саундтрек каждого фильма не только закрепляет необходимое восприятие, но и содержит вполне определённый символический аспект. Все песни, за исключением одной, имеют непосредственное отношение к соответствующему жанру:

СКТФ: Bernard Herrmann – The Nightmare and Dawn (х/ф «Головокружение», 1958, реж. Альфред Хичкок).

СКСФ: наложение Monty Python and the Holy Grail – Intermission Music (х/ф «Монти Пайтон и Священный Грааль», 1975 г., реж. Терри Гиллиам, Терри Джонс) и звуки из эпизода «Крокодил» (х/ф «Фиолетовые Гномы», 2000 г., реж. Андрей Кагадеев).

СКУФ: Harry Manfredini – The Beheading (х/ф «Пятница, 13-е», 1980 г., реж. Шон Каннингем).

СКЭФ: The Power Station – We Fight for Love (х/ф «Коммандо», 1985 г., реж. Марк Л. Лестер).

СКЭрФ: E-rotic – Do It All Night.

Суперфильм: Людвиг Ван Бетховен Симфония № 7, Op. 9, часть II, Allegretto (х/ф «Парад планет», 1984, реж. Вадим Абдрашитов).

Что касаемо композиции из СКЭрФ, то её авторы заслужили кинематографическое имя как напрямую – через свои эротизированные клипы (по сути короткие эротические фильмы), на которых росли подростки 90-х, – так и опосредованно: популярность группы просочилась в культовый фильм «Брат», где их композиция «Max Don’t Have Sex With Your Ex» довольно долго звучит в сцене разговора Данилы Багрова с Кэт и французом.

В процессе производства пенталогии и суперфильма звучали предложения поставить вместо текстовых титров какие-то символические картинки или фото, соответствующие сценарию. Но мы считаем это излишеством, нарушающим полноту (законченность) работы. Здесь текст (вкупе с музыкой) даёт гораздо более объёмный образ, формирующий свободную фантазию в рамках заданной темы (жанра). Слишком пренебрежительное отношение к тексту в содержании фильма со времён прихода звукового кино, на наш взгляд, неоправданно (исключение составляют, пожалуй, представители «новой волны» – Жан-Люк Годар, Вильгот Шёман и т. д. – использовавшие активно текст в своём фильмотворчестве). Наша цель – компенсировать это пренебрежение: лаконичность и простота символов противостоят форме голливудских блокбастеров с их огромными расходами на интерьер, грим, спецэффекты и т. д. При этом смысловая нагрузка их равнозначна. Мейнстримовое кино одномерно по своему содержательному посылу. Это одномерное кино.

Отдельно стоит сказать про эротический фильм, который как бы выбивается из общей структуры работы. Зрители при просмотре отмечают, что в суперфильме СКЭрФ, появляясь из центра экрана, разрастается и перекрывает другие фильмы. Это верно. Роль эротизма в современном кинематографе играет ключевую роль именно в качестве одномерного элемента. Не случайно, что вышеупомянутый «Smallest, Shortest Film» эксплуатирует именно эту тему (в кадре героиня кусает средний палец руки режиссёра). Но важно также понимать, что в суперфильме все элементы имеют равную площадь.

Что такое «суперфильм»? Это попытка выйти за пределы классической кинематографической плоскости (которую, с другой стороны, пытаются освоить компьютерные игры с их вариативностью действия) при помощи поликадрического приёма, но используя при этом не отдельные кадры, а символически полноценные работы.

Когда мы говорили о содержании (5 титров), мы не упомянули ещё один крайне важный элемент, который по сути растворяется в фильме и формально отсутствует, – чёрный экран, предваряющий и завершающий все части пенталогии и суперфильма в промежутках между вводными и содержательными титрами. Это оживший «Чёрный квадрат» Малевича (мы помним, что кино – это «движущиеся картинки»[3]; греч. κινημα – движение), который в форме киноэкрана может скрывать всё что угодно. Плоский, но двигающийся чёрный ящик. Знаменитая работа Казимира Севериновича – «результат редукции в картине любого возможного конкретного содержания, т. е. знак чистой формы созерцания»[4] и при этом не имеющий строго прямых углов ради стремления создать динамическую, подвижную форму – получила реальное воплощение в повседневном чёрном экране, который предваряет наше погружение в мир кино и виртуальной реальности.

С момента зарождения кино не утихают споры о том, что является его основным элементом.

 Безусловно, нельзя оспаривать важную роль монтажа в кино (как и нельзя принципиально отрицать отсутствие монтажа в нашей работе, учитывая вышесказанное), но вместе с тем мы согласны и с позицией одного из основателей и первого директора Французской синематеки (ставшей по сути первым официальным архивом кино) Анри Ланглуа: «Все фильмы рождаются свободными и равными»[5]. Развивая последнюю мысль, известный кинокритик Михаил Трофименков обозначает «самым известным фильмом всех времён и народов» 26-секундный «Фильм Запрудера» (д/ф, 1963 г., реж. Абрахам Запрудер), в котором запечатлено убийство Джона Кеннеди. Дойдя до крайнего минимализма формы пяти фильмов и суперфильма, мы тем не менее констатируем, что даже здесь нельзя говорить об основном элементе кино – довольно сложный это предмет по форме. Неправильно упрощать и уплощать его и с точки зрения содержания.


 


 



[1] МИР, МАЙ, КИНОЛИКБЕЗ // Сайт Международного фестиваля авторского кино «Киноликбез». Доступ к стр.: http://www.kino-likbez.ru/Information/Informbureau/4211

[2] Вистингаузен В. Киноликбез прошел – да здравствует Киноликбез! (заметки искусствоведа) // Журнал «Ликбез», 27, 2015 г.

[3] Трофименков М. С. Кинотеатр военных действий. – СПб: Мастерская «Сеанс», 2013. – С. 9.

[4] Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. – С. 34–35.

[5] Трофименков М. С. Там же.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.