Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 30 (бумажный)» Наш архив» Единственное обязательство (заметки)

Единственное обязательство (заметки)

Волох Борис 

Борис ВОЛОХ ЕДИНСТВЕННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (заметки)

 

Однажды Марлон Брандо произнес потрясающую фразу: «Единственное обязательство актера перед зрителем – не наскучить ему».

Этих слов Брандо придерживался всю свою карьеру: ни одну свою роль он не сыграл заурядно. Кажется, что это давалось ему без особого труда: со своей необузданной львиной энергетикой он мог сидеть на горшке и просто смотреть в объектив, а зрители все равно не отрывали от него взгляд.

Позже этот принцип переформулировал легендарный документалист Майкл Мур. Темы, которых касается в своих работах оскароносный режиссер, носят остросоциальный характер: Мур рассказывает о проблемах здравоохранения, о заговорах правительства, о влиянии телевидения на сознание людей – словом, об очень тяжелых вещах, едва ли способных привлечь широкую аудиторию. Между тем режиссеру принадлежит рекорд: его «Фаренгейт 9/11» уже двенадцать лет держит планку самого кассового документального фильма в истории. Как же ему это удалось? На вопрос, каких правил он придерживается при съемках своих работ, режиссер ответил просто:

«Главное – чтобы фильм был развлекательным». 

С каждым годом просмотр фильмов все меньше напоминает сакральное таинство. Когда-то, еще на заре кинематографа, поход в кинотеатр был модным, нерафинированным аттракционом. Первые фильмы совсем не были похожи на произведения искусства, но вскоре, благодаря режиссеру Дэвиду Гриффиту, движущиеся картинки были объединены сюжетом – единой темой, позволяющей зрителю не только получить удовольствие от черно-белых человечков, но еще и задуматься о жизни.

Кинотеатры быстро распространились по всему миру. До пятидесятых им принадлежала монополия на показ лент, поэтому эпоху с 1930-х по 50-е называют «золотой эрой» кинематографа. Обретя звук, фильмы окончательно уподобились «Домострою»: люди приходили в кино, чтобы научиться жизни на примерах других людей и других стран, чтобы вернуть утраченные ориентиры, сплотить старые семьи или создать новые. Кинотеатр превзошел по важности театр, музей и храм – с героями фильмов отождествлять себя проще, чем с героями спектаклей, картин и икон.

А потом появилось телевещание. Это было началом конца. Сначала вещались лишь телепередачи, вскоре появились первые телефильмы и телесериалы. «Домострой» пришел к людям в дома: не случайно самый продолжительный сериал в истории телевидения символично называется «Путеводный свет».


Экраны телевизоров становились все крупнее. Появились видеокассеты, диски и, наконец, интернет. Посмотреть любой фильм в высоком качестве, не вылезая из кровати, стало насколько просто, что кинотеатр вновь стал тем, чем был в 1900-е: модным аттракционом. У него осталось лишь два преимущества перед домашним экраном. Первое – в кинотеатре фильм неизбежно занимает всё внимание зрителя, и бытовые хлопоты не отвлекают его от просмотра. Второе – социальная составляющая: смотреть кино в обществе заинтересованных людей зачастую лучше, чем в одиночку. Конечно, после показа можно найти себе собеседников в социальной сети, но то будет потом, после кульминации, после развязки… А переживать очищение среди взволнованных людей, следивших за развитием сюжета вместе с тобой, не заменить ничем.

Давайте попытаемся представить себе такой зал, где объединились увлеченные кинематографом люди, искушенные и внимательные, образованные и со вкусом. Эти люди могут смотреть отборные фильмы, сделанные такими же влюбленными в киноискусство людьми, как они сами. Все картины, показанные в таком зале, являются в той или иной степени развлекательными. После просмотра любители и профессионалы могут в радушной атмосфере обсуждать друг с другом увиденное. Каждому зрителю готовы оказать содействие волонтеры, красивые и доброжелательные, трудящиеся в этом кинозале не ради денег, но ради идеи – идеи создания мира кино, способного приютить всех неравнодушных к искусству синема.

Неужели подобный праздник может существовать на самом деле? Несомненно, может. Он называется «Киноликбез».


«Киноликбез» – это международный кинофестиваль. Он проводился уже восемь раз и существует исключительно благодаря невероятной воле организаторов. Девяносто семь фильмов, показанных за три дня на трех разных площадках в рамках фестиваля, отобраны вручную одним человеком, организатором фестиваля Вячеславом Корневым. Любовь является мощным двигателем для человека, и именно любовь к кино заставляет Вячеслава год за годом идти на своеобразный подвиг – сутками отсматривать сотни фильмов, качественных и некачественных, и отбирать среди них самые интересные. Атмосфера любви пронизывает всё, из чего состоял прошедший фестиваль, от малого до великого: персональные бейджики с напечатанными на старинной пишущей машинке именами каждого участника, элегантные статуэтки «Жан-Люк», созданные в честь режиссера Годара… Доброжелательные улыбки волонтеров, а также их костюмы, создающие единую стилистику… Всё это превращает фестиваль в настоящий праздник, который просто невозможно создать без искренней любви к кино. Ни за какие деньги.

Конечно, самое важное, что есть на кинофестивале, – это не награды и не бейджики, а фильмы – и в этом отношении зрителей ждал настоящий королевский кинопир: на экранах один за другим шли деликатесы из разных городов и стран, представители разных киношкол, разных мировоззрений. Благодаря непредвзятой политике отбора зрители смогли увидеть не только популярные работы, уже посетившие экраны других фестивалей, но и редкие необычные произведения, не вписывающиеся в стандартные фестивальные рамки. Не все работы были просты для восприятия, но ни один из фильмов не был скучным или некачественно сделанным. В сумме же картины давали возможность зрителям прочувствовать взгляд режиссеров со всех уголков мира на нашу эпоху.


Говоря об эпохе, мне хотелось бы отметить тенденцию превалирования лирики над философией в игровых фильмах, показанных на фестивале. Многие работы оказались прямыми воплощениями субъективных переживаний режиссеров. Темы, волнующие авторов, являются вечными и в пояснениях не нуждаются: это и проблема одиночества, и борьба с бытовым насилием, и горечь утраты, и радость воссоединения. Однако, задавая в своих фильмах вопросы, творцы редко стремятся дать ответы, будто желая, чтобы сам зритель помог им найти решение их проблем. Эта тенденция мне кажется общей для многих современных авторских фильмов – по крайней мере тех, которые мне довелось увидеть на фестивалях. Почему так сложилось? Я грешу на социальные сети, где открытое выражение своих личных переживаний впервые стало нормой. Авторы фильмов, находясь под влиянием моды на популяризацию интимного, при помощи киноинструментов переносят свои чувства на экран. В некотором роде получается, что зрители, посещая фестивальные кинозалы, смотрят на качественно снятые записи из «контакта». Возможно, вслед за эпохой социальных сетей уйдет и лирика из авторского кино. Нам остается лишь ждать и догадываться.

Подводя итоги, можно сказать одно: благодаря «Киноликбезу» зрители получили уникальную возможность окунуться в то сакральное таинство, которым кинематограф был преисполнен в «золотую эру». Иметь такой фестиваль-праздник в своем городе – это настоящая гордость. Я от всего сердца желаю «Киноликбезу» процветания и развития. Этот фестиваль заслуживает того, чтобы стать одним из самых известных и любимых кинематографистами и зрителями разных стран фестивалей.

Фотографии Екатерины Фоменко


Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.