Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 30 (бумажный)» Наш архив» Фестиваль "Киноликбез" глазами наивного зрителя (заметки)

Фестиваль "Киноликбез" глазами наивного зрителя (заметки)

Кузнецова Елена 

Елена КУЗНЕЦОВА РОЖДЕНИЕ СМЫСЛА ИЗ ПЕНЫ ДНЕЙ:
ФЕСТИВАЛЬ «КИНОЛИКБЕЗ» ГЛАЗАМИ НАИВНОГО ЗРИТЕЛЯ
(заметки)

 

«Приди, смотри и суди, верь только своим глазам…» – говаривал знаменитый голландский патологоанатом XVIII века Фредерик Рюйш. Очень актуально звучит, не так ли? Кажется, что судить легко, и мы любим это делать, но, если говорить по совести, как обстоят дела с нашей способностью к суждению? Как давно ты, дорогой читатель, сталкивался с таким кино, во время просмотра которого тебе не хотелось бы жевать попкорн? С такими фильмами, образы которых всплывали бы у тебя в голове внезапно, спустя долгое время после знакомства с ними? С такими фильмами, после которых чувствуешь, что твои мозги вытряхнули, как лего из коробочки, перебрали и положили обратно? И я не говорю сейчас о работах классиков, вроде Бергмана, Линча, Кроненберга или Полански. В Санкт-Петербурге в конце июня (если быть точной, 23–25 июня) состоялся ежегодный международный фестиваль авторского кино «Киноликбез». Этот фестиваль проходит уже восьмой раз, с каждым годом набирает обороты (зрителей, участников, волонтеров и тем или иным образом заинтересованных лиц) и сбрасывать скорость не собирается. Этот поезд в огне, и если кто-то считает, что он видел всё, то он просто не был на показах «Киноликбеза».

В фестивале есть три основных блока: документальное кино, игровое кино и анимация. В международном конкурсе в этом году принимали участие 30 картин из Афганистана, Беларуси, Дании, Франции, Ирана и др., всего из 18 стран мира. К сожалению, мне как зрителю удалось попасть только на показы отечественных фильмов, но я думаю, что картины зарубежных режиссеров были такими же яркими и запоминающимися.


Девиз «Киноликбеза»: «Смотри! Думай! Действуй!». Отучить человека думать – это трудная задача, но современные медиа с этим успешно справляются. Человек привык думать, хочет думать, и ему нужно, чтобы его побуждали к действию (бывает трудно пересилить свою инертность, особенно если нет идеи) – а ему подсовывают жвачку: жуй, дорогой. В результате блогеры, ребята в общем неглупые, занимаются тем, что сравнивают три франшизы «Человек-паук» между собой. Или ругают последних «Трансформеров», потому что невозможно уже. «Киноликбез» ничем подобным не занимается – это не корабль дураков, а ледокол, мощно режущий скованное льдами тупости культурное пространство и подбирающий своих на осколках льдин. Авторы, включенные в программу фестиваля, демонстрируют уважение к зрителю: никакой сахарной ваты и бубльгума. Разве только в качестве штампов (про которые все понимают, что это штамп и прием). Энергетику и, я бы даже сказала, бойцовский дух «Киноликбеза» переоценить трудно.

Три дня фестиваля таковы, что хочется прийти к самому началу и прожить их на одном дыхании без отрыва от производства (зрительских смыслов), только выходя за кофе. Всем, кто не был в этом году, искренне советую дожить до следующего и прийти. Картины, которые ты увидишь, будут очень разными, но каждая по-своему «зацепит». На этот раз тонкий лиризм в духе советского кино был представлен фильмами «Колыбель» и «Лучший город Земли», жесткий черный юмор на грани фола – фильмами «Заложница» и «Добрый день», постапокалиптической романтикой веяло от картины «День дракона», на вечные философские вопросы, упакованные в полиэтилен быта, отвечали такие фильмы, как «Тварь», «Люди как животные» и «Кризис среднего возраста». Многие фильмы были хороши, но «Кризис» особенно поразил меня творческим использованием полуштампов-полусимволов: поле золотой ржи, по которому носятся дети; воздушный змей как мечта и бунт; жена героя все время в маске: то из овсянки, то из клубники, то из огурцов; юная дева в гольфиках, объект вожделения и муза, достающаяся другому; казарменное насилие и стерильная тишина в офисном мире, куда все стремятся, ведь это так престижно... В общем, неудивительно, что этот фильм в числе призеров.


А не премированная «Тварь», снятая очень просто, даже дёшево, без всяких эффектов, почему-то, как выяснилось неделю спустя после фестиваля, лично меня не отпускает. Фильм о взаимоотношениях мужчины и женщины – в обычных квартирах (с ковром на стене, вот до такой степени обычных), на обычных улицах. В основу сюжета положен несложный смысловой твист – кто в паре «тварь»: та, кто дует губки и капризно спрашивает: «Ну, ты фоткаешь?», требует, чтобы он нашел вторую работу, пилит по поводу и без, или тот, кто смиренно и бессловесно терпит все это, постепенно зарастая шерстью и отращивая когти? Тот ли в паре тварь, кто валяется на диване, требует завтрак в постель, да повкуснее, и массаж, и «работай сама», и «уборку плохо сделала», и «не люблю я все эти нежности, давай спать», или та, кто молча готовит тот самый завтрак, и обед, и ужин, пылесосит и таскает продукты мохнатыми лапками? Фильм еще и черно-белый, что делает его особенно жизненным и мрачным. Резюмируя: в период обострения одиночества, депрессии и «любви к людям» не смотреть.

 Становясь зрителем авторского кино, ты не только приобщаешься к показанному в картине путем сопереживания, отождествления себя с кем-то из персонажей, но становишься соавтором – поскольку метафорический киноязык требует твоей собственной трактовки. Короткометражки на то и короткометражки – они «выстреливают», программа фестиваля построена так, что тебя буквально бомбардируют фильмами, только успевай задумываться. Например, в шестиминутном фильме «Гиваргхезе упал в любовь» обыгрывается буквальное понимание английской идиомы «fall in love», которая настолько часто встречается, что ее метафорический потенциал уже «замылился». И можно было бы счесть эту историю про несчастного (или счастливого) гастарбайтера в Арабских Эмиратах экранизированным анекдотом, когда бы это не было так грустно… И опять-таки метафорично. Красота – это страшная сила? А если смертельная? Требует жертв? Как в рекламе: «На что ты готов ради…». Короткий фильм, а заставляет переживать и смеяться: и лента, и ее содержание проверяют зрителя «на слабо». А фильм «Другой», который длится ровно минуту (минуту, Карл!). Это концентрированный ужастик, и, казалось бы, к инфернальным детям и рукам из-под кровати со времен создания «Отвращения», «Омена», «Бугимена» и прочего подобного можно привыкнуть. Но нет. Фильм наносит точечные удары по архетипическим страхам, и даже тренированный зритель вздрогнет, когда откроется дверь камеры и подменыш нежным голосом позовет: «Мама…» На самом деле я не отношусь к опытным и матерым зрителям, заставить которых что-то прочувствовать может только столь же мощный режиссер. Я в этом смысле «чистая доска», может быть именно поэтому многим фильмам мне хотелось поставить по десятке баллов (фестиваль хорош еще и тем, что гостям перед началом показа раздавались таблички бланки с таблицами, где напротив фильма можно было выставить свою оценку и кратко описать полученные впечатления).


Конечно, судит всех конкурсантов профессиональное жюри, и мне как наблюдателю показалось, что никто из авторов, даже те, кто не получил ни золотого, ни серебряного Жан-Люка, и даже те, кто не получает их не первый год, не были в обиде. Поистине, «Киноликбез» – это такое событие, где главное не победа, а участие. На фестиваль приходят сотни заявок, и в конкурсную программу попадают лучшие из лучших. И какая разница, что ты не закончил вуз с красным дипломом, если ты поступил и отучился там, где хотел? Да если и закончил… тут возникает вопрос с подвохом – что потом делать с этим краснокожим, и со всеми своими регалиями и «собачьими жетончиками», если ты потом работаешь, к примеру, на автомойке? Ответ, который лично я получила прямо с экрана, такой – бороться за свою мечту, не снижать планку, не размениваться на «клипы для певицы Нюши» и слать подальше нагло жрущих суши тебе в лицо работодателей, вещающих, что «зарплата не главное». К вопросу о дипломах – одним из призеров фестиваля был фильм «Работа мечты» режиссера Светланы Сигалаевой, снятый, как гласили титры, «без поддержки кого-либо», – он получил серебряного Жан-Люка в номинации «За правильный пафос».

Активное зрительство – это не так уж сложно, как может показаться. Профессиональные организаторы и их помощники готовы ответить на твои самые глупые вопросы, а умные вопросы можно приберечь для режиссеров: некоторые из них присутствовали в зале во время показов, и после очередного блока фильмов с ними можно было пообщаться. Обаятелен был автор ностальгической документальной ленты о Джордже Харрисоне Николай Якимчук: это тот человек, который громогласно, но не без самоиронии вещал, что его работа – это «лучший фильм фестиваля» и совершенно не обиделся за отсутствие приза. Особенно запомнилась режиссер Светлана Зубкова, которая отважно признала, что ее фильм о восприятии жителями Донецка, Крыма и Киева войны на Украине «UKR: верни мне мир» получился несколько пропагандистским, а собеседники в свою очередь выразили уважение к тому, что она взялась за такую сложную тему.


В силе современного искусства мало волшебства, но много собственно силы. А также решительности и мужества – если это искусство. Актуальные, острые со всех точек зрения вопросы поднимает один из призеров фестиваля, фильм «Вика, скальпель!» режиссера Федора Ермошина. На фоне митингов вокруг Исаакиевского собора и акций Петра Павленского этот фильм вносит свой вклад в осмысление конфликта личности и власти, а также – неожиданно, но уместно – проблемы детей и отцов (в данном случае матерей).

Можно много говорить и анализировать глубокие и выразительные фильмы, такие как «Души мертвые» и «#когоубивать», подмечать нетривиальное использование Петербурга как хронотопа, места силы, страдания, выбора, в конце концов, в таких картинах, как «Чё», «Липовый чай», «Нет фильма печальнее на свете», и крышесносный юмор в них же. Можно много говорить… но стоит прийти и увидеть, как слова уже не особенно будут нужны, по крайней мере первое время. А если ты пришел с единомышленниками, вам точно будет о чем поговорить – потом, на тех самых кухнях, за тем самым чаем, в той самой реальности, которая так внезапно может превратиться в абсурд – или в кино.

Фотографии Ольги Зайцевой

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.