Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 25 (ноябрь 2005)» Критика и рецензии» Навсегда прощен (о поэзии М.Гундарина)

Навсегда прощен (о поэзии М.Гундарина)

Латышев Дмитрий 

Феномен поэзии Михаила Гундарина заключается в том, что она подходит всем. Юные студенты находят в ней метафизические откровения. И повторяют нараспев (мечтая о будущих «нетленках»):


А еще, говорят, будет выстроен балаган
И вошедший в него навсегда прощен. 
Но и умудренные сибирские реалисты за версту чуют нечто родное, сермяжное:
Вот коммерческий ларек
Под названьем «Недотрога».
Там работал мой дружок
Целовальников Серега.

На каких просторах текста пересекаются столь равноудаленные координаты?

Разделять поэтов на типы, виды и классы дело неблагодарное. И, по меньшей мере, выглядит несколько непрофессионально.

Тем не менее, на мой взгляд, Гундарин относится к группе поэтов, непрерывно шифрующих явления мира, приводящих все предметы и события в некую новую реальность. Чтобы подтвердить это несколько неуверенное заявление, скажем, что к таковым относятся, несомненно, Иван Жданов и менее талантливые Юрий Арабов, Борис Гребенщиков. 

В этой системе координат им противостоят И. Бродский, Е. Рейн, Э. Лимонов. В основе же лежат детские попытки избавится от тяжелой вещественности мира, необходимости иметь дело с предметами, а значит и с людьми и, наконец, со временем:


Эти танцы для тех, кто всегда бескрыл
А сегодня вырвался и взлетел…

В этом плане Бродский, Рейн, Лимонов решили обуздать предметы и судьбы, вещество победить веществом. И это им удалось.

Гундарина же манили небеса. И фальшивый голос Гребенщикова, призывавший вытравить в себе следы мещанства:
Приятно быть женой лесоруба


Но это, поверь мне, замкнутый круг.
Я сделал бы директором клуба
Тебя, мой цветок, мой друг.
И в ответ на зов, возникали странные строки:
Широкий жест зовет нас гости
Где на столах слоновой кости
Сидят стальные короли
Благоустроенной земли.

Однако, заглянуть за границы того, что есть всегда соблазнительно и опасно. Там можно увидеть и «десять стрел на десяти холмах» и «электрического пса» (который в реальном мире может оказаться просто утюгом) и прочее, что сгубило многих талантливых людей. В стихах Гундарина нет и следа «домашней метафизики». Следует подчеркнуть, что здесь подразумевается любое «наделение смыслом» индивидуальных символов. Что характерно для раннего Гребенщикова. Речь Гундарина подчиняется только логике языка, лишенного метафизических потуг. Он избавлен от тяжкой повинности «понимать и объяснять». Этим он ближе всего к Юрию Арабову, стихи которого практически бессмысленны и наслаждаются сами собой, как нагромождением остроумных сравнений.

Продолжая метафору: Гундарин заглянул за границы реального и увидел всю ту же землю. Здесь работает парадокс, если придумать мир заново, он непременно совпадет с существующим. Реальность совершила круг.

Гундарин исполнил свой долг честно. И ему посчастливилось, описав круг в метафизическом сумраке, снова вернуться к простым вещам: шатанью по проспекту, папиросам Казбек, весенней рассаде, на городских окнах:


Где помидорная рассада
Свои мясистые ладони
К стеклу протягивает жадно
Но никогда его не тронет.

Ему удалось. И юные души за простыми словами ловят ветер метафизических странствий. И седые поэты, с бородой «а-ля лопата» присматриваются к знакомым вещам, засверкавшим, как под неумелым дождем.

Неслучайно, для Гундарина, в противовес «части речи» Бродского, главным является образ оптики: линзы, телескопа. Однако в системе координат Гундарина даже этот образ оказывается излишне осмысленным.

В последних стихотворениях он трансформируется в более понятный, но, одновременно, более сложный образ стекла. Через застекленное окно мы видим мир одновременно и тем же самым, и преображенным.

Таков каталог данного мира. Где еще стекло не может быть даже стеклом. Ведь так говорить – значит дать повод обвинить себя в излишней склонности к метафизике. Оно и станет витриной в последних вещах автора. 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.