Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 118 (апрель 2018)» Критика и рецензии» Оставим красивых женщин мужчинам без воображения (заметка)

Оставим красивых женщин мужчинам без воображения (заметка)

Корнев Вячеслав 

СЛИШКОМ КРАСИВАЯ ДЛЯ ТЕБЯ (Trop belle pour toi, 1989)

режиссер Бертран Блие





Название картины относится не только к сюжету (Бернар, герой Жерара Депардье предпочитает ослепительной жене невзрачную секретаршу), но и к ясно оформившейся в 80-е эстетике зрелого Блие. По-моему, здесь можно найти некое обнажение приема, смысловую перекличку сюжета и метода. В авторском кино вопрос о том, что такое кино и какие вещи истинно киногеничны поднимается постоянно. В кинематографе мозга киноязык используется рефлексивно — автор не только говорит на нем, но и меняет его грамматику, экспериментирует с ним. 

Но для начала история «Слишком красивой» есть просто история взаимоотношений Бернара и Флоранс (Кароль Буке, жены Депардье по роли и в жизни):
– Может бьıть, он считает ее слишком красивой.
– Как это «слишком красивой»?
– Я имею в виду слишком возвьıшенной! Слишком идеальной! О чем мечтать, живя с таким чудом? У тебя есть все! На что еще надеяться? Не на что. Остается только умереть!

Здесь действует лакановский парадокс объекта-причины желания: для поддержки влечения в тонусе объект должен быть недоступен. Имеется ввиду не обязательно физическая удаленность (с платоническими вздохами о недостижимом идеале). Объект может быть рядом, как законная жена, но тогда в его природе желателен некий недостаток, лакановское «пятно» – как, например, известная женская «сучность», одновременно раздражающая и притягивающая наши влечения. Однако Флоранс и в характере идеальна. Она необычайно умна, нежна, утончённа, красноречива – всего слишком, всё без изъяна. Закономерна отсюда постоянная фрустрация героя и его интерес к Колет (Жозиан Баласко) – дурнушке, простушке, плебейке. «Есть некое несовпадение между желанием и красотой, - говорит сам режиссер об этом парадоксе. – Очень красивые женщины не обладают тем, что есть в менее красивых женщинах, умеющих привлекать».
Другой смысл сюжета о невыносимости чистого совершенства связан с фрустрирующей функцией музыки – конкретно музыки Шуберта, которой трагически и возвышенно пронизана вся кинокартина:

– Что это еще за музьıка?
– Квартет Шуберта.
– Подходит для едьı. Поднимает аппетит.
– Это романтическая музьıка, ее пишут не для того, чтобьı веселиться.
– Нет, всему есть предел! Послушай такое впечатление, что настал конец света! Чем бьıла забита башка у твоего Шуберта, что он сочинял такую мрачную музьıку?
– Он бьıл очень больной. Больной и несчастньıй.
– Да, чувствуется! Хорошенькое же он передал послание! Спасибо за настроение!

Отсюда вторая интерпретация «Слишком красивой» состоит в том, что «нормальный человек» не приспособлен для восприятия настоящей музыки и вообще высокого искусства. Обычно для обывателя ощущение психологической изнасилованности после посещения концертного зала – верный симптом его бессознательного отвращения к искусству. Высидеть два часа на черно-белом артхаусном фильме, три часа в театре, не уснуть на концерте симфонической музыки – всё это тяжелые испытания для человека-потребителя. Поэтому, говоря о своем уважении к классике, люди слушают на деле эстрадную попсу; называя любимыми писателями Достоевского или Чехова, фактически интересуются лишь бульварной беллетристикой и телепрограммами. Так что «слишком красивая», для того, чтобы уметь ей по-настоящему наслаждаться, романтическая музыка Шуберта – это, как показывает финал фильма – вообще главный герой истории. В одном из телевизионных интервью Блие говорил, что Шуберт очень помог ему при монтаже и стал полноправным соавтором фильма. Хотя наслушавшись его музыки в таком объеме, Блие тоже получил передозу, и с того времени уже не может слушать Шуберта: «От всего устаешь, даже от очень красивой музыки».

В-третьих, именно на уровне демонстрации приема, фильм Бертрана Блие показывает, как работает искусство, преодолевая естественное сопротивление реципиента. Тут вновь вступает в силу принцип лакановского «пятна» – чтобы дойти до ума и сердца, красота должна нас обмануть, притвориться несовершенной. Например, в данном фильме, снятом невероятно изящно (плавные наезди и отъезды камеры, как эффект эстетского разглядывания, любования каждым кадром) «пятном» спасительного несовершенства является Жозиан Баласко – актриса явно не из красавиц, к тому же испорченная нелепыми пухлыми куртками и другими вульгарными деталями. Не присутствуй здесь Баласко (которую мысленно хочется заменить на другую, более привлекательную актрису), не смотрелась бы так ошеломительно Кароль Буке. Подобно эффекту музыки нью-эйдж, возрождающей классическую мелодию в пошловатой электронной аранжировке, гений вечной женской красоты высвечивается здесь сквозь призму какого-то «тёткинского» несовершенства. 

Возьмите другой пример – женскую красоту как отфотошопленный модельный глянец с обложки «Космо», внешность смазливой красотки из «романтического фильма». Тут очевидно обратное превращение красивого в пошлое, демистификация и деэстетизация объекта желания. Проблема многих современных фильмов именно в том, что они слишком безупречны – на уровне операторской работы, внешности актеров, красочности спецэффектов и т.п. Ответная тошнотворная реакция на господствующий стандарт привлекательности закономерна. Поклонники «Плейбоя» ностальгически перелистывают журналы 60-х, где девушки без эпиляции и силикона кажутся теперь особенно красивыми и даже одушевленными. В кино же, на фоне безликих голливудских старлеток, красивой кажется какая-нибудь Тильда Суиндон (как будто нарочно выбирающая роли уродок). 

Отсюда практический и методологический совет от режиссера фильма «Слишком красивая для тебя»: не бойтесь красоты несовершенной! По-настоящему пугает только глянцевая смазливость, только модельных параметров женщина-кукла. Марсель Пруст сказал: «Оставим красивых женщин мужчинам без воображения!» А я советую оставить фильмы с «красивой картинкой» (в которых и выделяется обычно одна лишь операторская работа) зрителям без фантазии и без чувства прекрасного. Лично у меня эта модная зацикленность на стерильной картинке, на «посмотри, какой красивый кадр!» вызывает  отвращение. 



Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.