Студия 312 и Константин Скотников (Новосибирск)
Верхов Андрей , Шатовкин Виталий , Шуба Сергей , Васильев Сергей , Метельков Антон , Михайлов СтаниславВ гостях у «Ликбеза» Константин Скотников и Студия 312
Студия 312 в Новосибирске – это место, где встречаются ведущие новосибирские авторы (а также авторы из других городов), работающие в русле актуальной литературы. Одним из наиболее интересных и эффективных форматов деятельности студии стали лабораторные работы. В рамках лабораторных работ новосибирские поэты выбираются туда, где в общепринятом представлении обстановка не вполне способствует стихосложению. Так, по итогам поездки в Музей науки и техники СО РАН была собрана книжка «Много гитик», в которой подсчитывается, сколько же гитик умеет наука. Также был осуществлен ряд лабораторных работ по исследованию «текста города» и отдельных его районов (Военный городок, Расточка). В данной публикации вашему вниманию предлагаются итоги работы, проведенной в мастерской известного новосибирского художника Константина Скотникова, которая находится на левом берегу Оби, на улице Блюхера. Традиционно тексты, созданные по мотивам других произведений искусства, называются экфрасисами. Здесь же мы имеем дело с экфрасисами первого и второго рода: не только поэты написали стихи о работах Константина Скотникова, но и сам художник запечатлел поэтов за этим занятием.
Андрей ЖДАНОВ ►
● ● ● ● ●
Друг в друга проникая с болью
мы все убийственно больны,
но так пронизаны любовью,
что сочтены, к прискорбью, дни,
оставшиеся для потрясания
конечностями.
Жесткий свод
законов нас к земле гнетёт,
мы уступаем мирозданью
и раскрываемся в конце
с благой улыбкой на лице
и просьбой обращённой Богу –
будь строг с другими, а ни с нами,
когда мы новыми ногами
пойдём искать свою дорогу
на новом вираже Сансары.
А вдалеке костёр и водка,
и дребезжащий звук гитары,
и мужики, довольно ловко,
на берег тянут сеть.
Неимоверно долго
на это хочется смотреть.
Андрей ВЕРХОВ ►
● ● ● ● ●
фотик мой видит
грязные чашки
сомнительного дизайна
полное блюдо печенья и
полное блюдо окурков рядом
сигареты no name
раскрытая пачка
не краденный ли ноутбук
может быть, нет
я надеюсь, что нет
хотя наплевать
мои две босые ступни
наверное, правильно обе,
не две, но тоже плевать
и дальше что
всё
я пофотал
и даже стишок написал
Виталий ШАТОВКИН ►
[Парабола маршала Блюхера]
/Купание красного коня/
Лошадь шагнувшая в собственный череп копытцем-
копьём – чувство вчерашней земли треплет
влажные ноздри: выйдешь сухим из
воды – вспыхнут снежные
грозди – хлопок
цветёт запоздалым холодным огнём – что ни рука –
то бессонница, жалость, Медея, ты разожми
её чтобы рассыпалась злость – облако
грудью с проёмом оконным
срослось изнутри
-–
костенея.
/Муза/
Весь воздух был сгущен у твоих губ как будто
ангелы стремились прочь из круга – вы
наблюдали тишину друг друга
по вязким стрелкам
в комнатных часах –
преодолевших собственное детство, и что-то
большее – чем вдохновлённый гипс –
цветущий ландыш на девичей
скуле – где между
вами ширится изгиб,
там застревает
вечность
-–
в поцелуе.
/Двенадцать лампочек/
Ваши тонкие лапки покрыты хрустальной слюной –
в них нет силы живой, зато есть эпитафия
солнца – то затихнут с утра – то
смеются глазами
японца – сад небесных
камней и холодных стеклянных затылков, каждый
ламповый провод – кузнечик забравшийся
вверх, у него закипает янтарь на
прозрачных закрылках,
чтобы видеть кто в небо
тихонько закрался впотьмах – они делают
вдвое короче полуночный страх, и
теряются тут же, блуждая
в продольных
-–
развилках.
/Campo San Salvador/
[эстампы]
Тень женщины предвидевшей потоп по
зонтику – висевшему за дверью –
один-в-один – сомкнутое
крыло, и бабочка с
обветренной
пыльцой: сусальным золотом покрытое
лицо – венецианской маски про-
медление в чертах которой
замерла вода – в ней
шум дождя и
встречное забвение,
влекут тебя не-
ведомо
-–
куда.
/Псевдонимы Нефертити/
Вы две сестры в магнитном парике – о сколько музыки
вам слышится ночами – когда звезда над вами
вдалеке – не шелохнётся – не сойдёт на
нет – но будет наблюдать за
вами тайно –
ребёнок смотрит в щелочку в стене, с той стороны ему
всё кажется великим и рыба в колосящейся реке,
и чешуи засвеченные блики. И если есть
у зеркала печаль – то это страх
от
собственной гордыни – ваш профиль –
холодок в резьбе ключа – или
подлунное цветение
-–
полыни.
Сергей ШУБА ►
● ● ● ● ●
чтобы спрятаться от себя
вымокшие белые потолки
лампы на нитях
груды книг
щебет птиц во всю стену улицы
глоток воздуха
---------------
голос пустыни:
всегда остаётся какой-либо
незаметный штрих
----------------
голубь летит вертикально вверх
такое высокое окно
-----------------
как будто разрубит своей головой
словечко "постой"
-------------------
и вот качаясь тебя унесёт
не стон и не плот
а комната белой такой вышины
в озера весны
Сергей ВАСИЛЬЕВ ►
● ● ● ● ●
это не верлен
это лао цзы
голова болит
трубка на плече
утром с похмела
всё чёрным-черно
так клубится мир
что держись ван гог
проволокою сна
всё кружит-кружит
этот символизм
как бревно в глазу
но идёт верлен
и несёт свой крест
цели не видать
голова болит
Олег ПОЛЕЖАЕВ ►
*Это не господин Верлен*
бревно монгольское лицо
гудрон нахмуренная бровь
приплюснутый широкий нос
и узкие глаза
божок влачит себя на взвод
предуготованный на столб
нет, господин Верлен, не то –
поэзия Христа
Антон МЕТЕЛЬКОВ ►
● ● ● ● ●
куда уголь туда дым
куда уголь туда дым
тудадым
тудадым
едет поезд тудадым
а из первого окна
чья головушка видна?
это бедный пауль клее
в полудреме-полусне
узник новогодней ели
и расколотых пенсне
тудадым
тудадым
лейся поезд тудадым
из соседнего окенца
кто выкидывал коленца?
это был махатма ганди
с головою под бильярд
и в глазах его мигали
огоньки без фонаря
тудадым
тудадым
цокать зубом золотым
за последним за окном
забывался страшным сном
варлам тихоныч шаламов
на негнущейся воде
как сказал бы далай-лама
мы никто и мы нигде
тудадым
тудадым
спи спокойно подо льдым
черный черный черный уголь
золотой запас ордым
Станислав МИХАЙЛОВ ►
● ● ● ● ●
Рисуют фрекен Юлию.
С Тутанхамоном вместе их.
Застывшую. Как мумию.
Зато в носках невестиных.
Дождь капает на Блюхера,
А мы приперлись в гости.
Меня молчать заставили,
Пока рисует Костя.
А на носочках – мордочки,
Как будто кровью капнуло.
Сижу и слышу черточки
И вспоминаю Тьеполо.
Венеция вечерняя
С дождем заходит в комнату.
Да, пусть я не Вечелио,
Зато Асунту помню.
Не леди Макбет, не Юдифь,
Не мценская Измайлова,
Но за пацанскую любовь
Устроит в Н-ске палево.
А Константин как Гильотен
Ей режет бошку грешную.
Он сам, бесспорно, Гесс латентный,
Но Пивоварову боготворит, конешна. Ю.
Юлия ПИВОВАРОВА ►
● ● ● ● ●
Когда переждешь маскарадный запой,
На улице дождь и жара в мастерской.
Сабрина с бульвара запрыгнула в джип.
По черной бумаге сангина шуршит.
● ● ● ● ●
Во сне я вижу Леонида
Под белым знаменем парчи,
Владимир снится миловидный,
И эти двое – Ильичи.
Рисунки Константина Скотникова