Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 122 (февраль 2019)» Поэзия» Сфинксы с набережной Невы и "Боевой карандаш"

Сфинксы с набережной Невы и "Боевой карандаш"

Ефимовский Ефим 

Был такой сатирический коллектив «Боевой карандаш». Я проработал в нем 15 лет. Рядом с первым иллюстратором «Буратино» Н.Е. Муратовым, первым иллюстратором «Рики – тики- тави» В. И. Курдовым, иллюстратором « Чиполлино» В. А. Гальбой и другими выдающимися художниками. Таких больше не будет.  Создавая книгу «Боевой карандаш» я услышал от художников и их родственников множество историй. Они заставляли меня размышлять и браться за перо.

 

  Вот, что мне рассказал незадолго до своей кончины карандашист Евгениий Соломонович Ханин о своих родных со стороны матери.

 

  «Один мой дядя Евгений Яковлевич Перепелкин был астрономом, первым в стране изучавшим пятна на солнце. Он был арестован по сфабрикованному «Пулковскому делу» (1936), и расстрелян в 1938 году.

Второй дядя Перепелкин Юрий Яковлевич был выдающимся ученым- египтологом, владевшим семью древними языками. (Древнеегипетским, древнегреческим, коптским, аккадским, древнееврейским, арамейским и арабским)

Его трехтомный труд о фараоне Эхнатоне переведен на многие языки мира.»

 

Я узнал от Евгения Соломоновича об одном замечательном открытии его дяди. Оно касалось времени последних лет правления Эхнатона, его разрывом с Нефертити и появлением новой жены – Кейе. Об этом никто в мире, оказывается, до Ю.Я. Перепелкина не знал.  Именно он открыл для мира имя новой пассии фараона, исследуя по фотоснимкам археологов полустертые надписи на плитах роскошного когда-то дворца. Дворца, подаренного фараоном своей возлюбленной за считанные годы до своей смерти в возрасте 33 лет…

 

Я решил поразмышлять над этим в стихах, конечно, ведь я же не ученый…

 

 

ЭХНАТОН, НЕФЕРТИТИ, Ю.Я. ПЕРЕПЕЛКИН, КЕЙЕ, СФИНКСЫ С НАБЕРЕЖЕНОЙ НЕВЫ И «БОЕВОЙ КАРАНДАШ»

 

 

Научно- поэтические не вполне серьезные размышления автора

 

РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ

 

1

     Отец Эхнатона нарушил закон.

Взял в жены обычную женщину он,

А не сестру, как положено.

Жрецов было племя встревожено.

К чему приведет эта «смелость»?

Смятенья в умах захотелось?

Но фараону чихать на жрецов.

В Египте он главный, в конце-то концов.

Любовь он поставил Амона повыше.

Хотел он здоровых и умных детишек.

«Инцест – власть ведет к вырождению» -

К такому пришел заключению.

Построил Атона божественный храм

Туда стал ходить он назло всем жрецам.

А Храм бога солнца Амона

Оставил другим для поклона.

«В религии надо кой-что поменять».

Так думал отец, вслух не смея сказать.

(На смену идеологии

В мире решались немногие).

 

Отец-фараон вскоре помер.

(Аменхотеп – третий номер).

Осталась вдовой фараона жена.

Сынка воспитала как надо она

 

2

Стал править «четвертый» без всяких препон.

Но чувствует он, что качается трон.

Амона жрецы наседают

И трон фараона качают.

«Ты слушай советы лишь наши,

Сынок  «диссидента» - папаши».

А он говорит: «Извините».

И в жены берет… Нефертити.

Опять нарушенье закона.

Она – не сестра фараона!

«Чужая» она. (Из гарема отца).

Фигурой взяла. Красотою лица.

 

И шейкой своей лебединой.

Так стала безумно любимой.

 

Сидел размышлял фараон молодой,  -

Как нужно закон изменить вековой?» -

Как защитить мне семью и страну

От власти жрецов, и с отца снять «вину»? 

Как на века красоту Нефертити

Мне сохранить и прославить, скажите?

Ведь время сотрет дорогие черты

Никто не увидит ее красоты.

И не воскликнет: «О диво!»

Все наше искусство фальшиво.

Обязано льстить фараонам,

Их детям любимым, и женам.

А льстить Нефертити не надо!

Она и краса, и отрада.

Она всех на свете нежней и  умней…

Она мне сказала, что есть иудей…

 

Живет его племя по странным законам.

Хочу с иудеем я встретиться оным.»

 

 

 

ОТКРЫТИЕ Ю.Я. ПЕРЕПЕЛКИНА

 

При Сталине был для ученых запрет

Цитировать Ветхий иль Новый завет

Не в отрицательном смысле.

Иначе лет десять начислят.

А солнцепоклоннический переворот

С марксизмом не спорит.

Та древность не в счет.

Томится в земле, иль на полке.

Но думал не так Перепелкин

У пирамиды подножия

Он ищет единобожие.

     

 

   Когда -то решил молодой фараон

Единого бога ввести, как закон.

И ввел! Бога Солнца – Атона

Все чтили - приказ фараона!

 Он стал с этих пор ЭхнАТОНОМ.

(Раскопки сказали про то нам).

Солнце –  одно и один фараон.

А слуги Амона, пожалуйте вон!

 

Лишил он работы фиванских жрецов.

И прежних вельмож выгнал тоже.

Свой город построил «Атона лицо» -

И славу его приумножил.

 

 «Создать реализм!» – фараона приказ, -.

Ведь требует бог только правды от нас!

И лепят без счета царя без прикрас.

Хотя он таким и не радует глаз.

Живот отвисает, короткие ноги

Лицо лошадиное. Это итоги 

Давнего кровосмешенья.

И все ж реализм, без сомненья.

«Зато Нефертити – красотка»,-

Раскопок все тех же находка.

 

Ее красота, ум в глазах и харизма -

Вот чем объясняю приход реализма.

Он силой в древнейшей стране насажден.

(Больной фараон был безумно влюблен?).

 

4

…Но тот реализм жил недолго в стране.

В полях – недород. Нападенье извне. 

Гнетут фараона тоска и недуг,

Не верит он собственной свите.

Но с новой любовью встречается вдруг.

Ей строит дворец. С ней он делит досуг.

Забыл Эхнатон Нефертити.

И реализму его пробил час.

Он власти служил, вместе с нею угас.

(Так соцреализм вместе с «Карандашом»

С советскою властью в легенду ушел).

Крушит фараоновы лики секира.

(Отсюда и «НЕ СОТВОРИТЕ КУМИРА»)

На тысячи лет был забыт фараон.

Два века назад бюст на свет извлечен

И гипсовый лик Нефертити

Любовь до конца? Нет, простите!

Склеились правды осколки

И Кейе нашел Перепелкин.

Он Шампольон наш российский.

Поклон его памяти низкий.


А гимн Эхнатона останется в мире.

Прочтет его каждый в ПСАЛМЕ СТО ЧЕТЫРЕ.

 

 

 

СФИНКСЫ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ

 

Послесловие

У Сфинксов (у наших) отбиты бородки

И вывод отсюда мой будет коротким:

Сфинкс безбородый – царь, власти лишенный,

Ведь борода, по старинным законам,

Владения символ землей государства.

Без бороды – фараон, но без царства.

Это насмешка над властью в скульптуре.

Это сатира, предвестник той бури,

Что разразилась в России впоследствии

И привела к революции, к бедствиям.

К потере короны и всяческим войнам.

Ведь сфинкс –  символ смерти и заупокойный

Храм охраняли они фараона.

И Ленинграду немало урона

Они предвещали. Задолго, заранее

Ведь на одном с нами меридиане

Древние Фивы. Но все же, поверьте,

С «казнью египетской» рядом бессмертие.

Санкт- Петербург будет вечен и наш

В веках не умрет «Боевой карандаш».

 

 

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.