Сфинксы с набережной Невы и "Боевой карандаш"
Ефимовский ЕфимБыл такой сатирический коллектив «Боевой карандаш». Я проработал в нем 15 лет. Рядом с первым иллюстратором «Буратино» Н.Е. Муратовым, первым иллюстратором «Рики – тики- тави» В. И. Курдовым, иллюстратором « Чиполлино» В. А. Гальбой и другими выдающимися художниками. Таких больше не будет. Создавая книгу «Боевой карандаш» я услышал от художников и их родственников множество историй. Они заставляли меня размышлять и браться за перо.
Вот, что мне рассказал незадолго до своей кончины карандашист Евгениий Соломонович Ханин о своих родных со стороны матери.
«Один мой дядя Евгений Яковлевич Перепелкин был астрономом, первым в стране изучавшим пятна на солнце. Он был арестован по сфабрикованному «Пулковскому делу» (1936), и расстрелян в 1938 году.
Второй дядя Перепелкин Юрий Яковлевич был выдающимся ученым- египтологом, владевшим семью древними языками. (Древнеегипетским, древнегреческим, коптским, аккадским, древнееврейским, арамейским и арабским)
Его трехтомный труд о фараоне Эхнатоне переведен на многие языки мира.»
Я узнал от Евгения Соломоновича об одном замечательном открытии его дяди. Оно касалось времени последних лет правления Эхнатона, его разрывом с Нефертити и появлением новой жены – Кейе. Об этом никто в мире, оказывается, до Ю.Я. Перепелкина не знал. Именно он открыл для мира имя новой пассии фараона, исследуя по фотоснимкам археологов полустертые надписи на плитах роскошного когда-то дворца. Дворца, подаренного фараоном своей возлюбленной за считанные годы до своей смерти в возрасте 33 лет…
Я решил поразмышлять над этим в стихах, конечно, ведь я же не ученый…
ЭХНАТОН, НЕФЕРТИТИ, Ю.Я. ПЕРЕПЕЛКИН, КЕЙЕ, СФИНКСЫ С НАБЕРЕЖЕНОЙ НЕВЫ И «БОЕВОЙ КАРАНДАШ»
Научно- поэтические не вполне серьезные размышления автора
РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ
1
Отец Эхнатона нарушил закон.
Взял в жены обычную женщину он,
А не сестру, как положено.
Жрецов было племя встревожено.
К чему приведет эта «смелость»?
Смятенья в умах захотелось?
Но фараону чихать на жрецов.
В Египте он главный, в конце-то концов.
Любовь он поставил Амона повыше.
Хотел он здоровых и умных детишек.
«Инцест – власть ведет к вырождению» -
К такому пришел заключению.
Построил Атона божественный храм
Туда стал ходить он назло всем жрецам.
А Храм бога солнца Амона
Оставил другим для поклона.
«В религии надо кой-что поменять».
Так думал отец, вслух не смея сказать.
(На смену идеологии
В мире решались немногие).
Отец-фараон вскоре помер.
(Аменхотеп – третий номер).
Осталась вдовой фараона жена.
Сынка воспитала как надо она
2
Стал править «четвертый» без всяких препон.
Но чувствует он, что качается трон.
Амона жрецы наседают
И трон фараона качают.
«Ты слушай советы лишь наши,
Сынок «диссидента» - папаши».
А он говорит: «Извините».
И в жены берет… Нефертити.
Опять нарушенье закона.
Она – не сестра фараона!
«Чужая» она. (Из гарема отца).
Фигурой взяла. Красотою лица.
И шейкой своей лебединой.
Так стала безумно любимой.
Сидел размышлял фараон молодой, -
Как нужно закон изменить вековой?» -
Как защитить мне семью и страну
От власти жрецов, и с отца снять «вину»?
Как на века красоту Нефертити
Мне сохранить и прославить, скажите?
Ведь время сотрет дорогие черты
Никто не увидит ее красоты.
И не воскликнет: «О диво!»
Все наше искусство фальшиво.
Обязано льстить фараонам,
Их детям любимым, и женам.
А льстить Нефертити не надо!
Она и краса, и отрада.
Она всех на свете нежней и умней…
Она мне сказала, что есть иудей…
Живет его племя по странным законам.
Хочу с иудеем я встретиться оным.»
ОТКРЫТИЕ Ю.Я. ПЕРЕПЕЛКИНА
При Сталине был для ученых запрет
Цитировать Ветхий иль Новый завет
Не в отрицательном смысле.
Иначе лет десять начислят.
А солнцепоклоннический переворот
С марксизмом не спорит.
Та древность не в счет.
Томится в земле, иль на полке.
Но думал не так Перепелкин
У пирамиды подножия
Он ищет единобожие.
… Когда -то решил молодой фараон
Единого бога ввести, как закон.
И ввел! Бога Солнца – Атона
Все чтили - приказ фараона!
Он стал с этих пор ЭхнАТОНОМ.
(Раскопки сказали про то нам).
Солнце – одно и один фараон.
А слуги Амона, пожалуйте вон!
Лишил он работы фиванских жрецов.
И прежних вельмож выгнал тоже.
Свой город построил «Атона лицо» -
И славу его приумножил.
«Создать реализм!» – фараона приказ, -.
Ведь требует бог только правды от нас!
И лепят без счета царя без прикрас.
Хотя он таким и не радует глаз.
Живот отвисает, короткие ноги
Лицо лошадиное. Это итоги
Давнего кровосмешенья.
И все ж реализм, без сомненья.
«Зато Нефертити – красотка»,-
Раскопок все тех же находка.
Ее красота, ум в глазах и харизма -
Вот чем объясняю приход реализма.
Он силой в древнейшей стране насажден.
(Больной фараон был безумно влюблен?).
4
…Но тот реализм жил недолго в стране.
В полях – недород. Нападенье извне.
Гнетут фараона тоска и недуг,
Не верит он собственной свите.
Но с новой любовью встречается вдруг.
Ей строит дворец. С ней он делит досуг.
Забыл Эхнатон Нефертити.
И реализму его пробил час.
Он власти служил, вместе с нею угас.
(Так соцреализм вместе с «Карандашом»
С советскою властью в легенду ушел).
Крушит фараоновы лики секира.
(Отсюда и «НЕ СОТВОРИТЕ КУМИРА»)
На тысячи лет был забыт фараон.
Два века назад бюст на свет извлечен
И гипсовый лик Нефертити
Любовь до конца? Нет, простите!
Склеились правды осколки
И Кейе нашел Перепелкин.
Он Шампольон наш российский.
Поклон его памяти низкий.
А гимн Эхнатона останется в мире.
Прочтет его каждый в ПСАЛМЕ СТО ЧЕТЫРЕ.
СФИНКСЫ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
Послесловие
У Сфинксов (у наших) отбиты бородки
И вывод отсюда мой будет коротким:
Сфинкс безбородый – царь, власти лишенный,
Ведь борода, по старинным законам,
Владения символ землей государства.
Без бороды – фараон, но без царства.
Это насмешка над властью в скульптуре.
Это сатира, предвестник той бури,
Что разразилась в России впоследствии
И привела к революции, к бедствиям.
К потере короны и всяческим войнам.
Ведь сфинкс – символ смерти и заупокойный
Храм охраняли они фараона.
И Ленинграду немало урона
Они предвещали. Задолго, заранее
Ведь на одном с нами меридиане
Древние Фивы. Но все же, поверьте,
С «казнью египетской» рядом бессмертие.
Санкт- Петербург будет вечен и наш
В веках не умрет «Боевой карандаш».