Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 24 (октябрь 2005)» Наши гости» Скрипка и немножко нервно

Скрипка и немножко нервно

Петр Каменных

СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО

Беседа В.Токмакова с Петром КАМЕННЫХ


Петр КАМЕННЫХ (род. в 1970), имеет классическое музыкальное образование (скрипка). Учился в государственной консерватории в Новосибирске, работал в новосибирском оперном театре, сейчас трудится в симфоническом оркестре барнаульской филармонии. В 1987 году становится одним из участников проекта Евгения Чикишева "Дядя Го". В 1995 году играл в оркестре "Нью-Йорк Гарлем Театр".

- Можно ли сказать, что "Дядя Го" в том первоначальном виде исчерпал себя полностью, и сегодня нужны другие проекты и идеи?


- Я не думаю, что "Дядя Го" исчерпал себя полностью. Хотя в том виде, в каком мы создавали "Дядю Го" он давно не существует. Мы не заявляли о распаде группы, но наши жизненные пути немного разошлись. Мы давно не играли вместе, как-то не было такой потребности. Но это не значит, что больше не будет совместных концертов. 

В конце 1980-х была другая страна, переломное время, мы были другие, 17-летние. Ветер перемен кружил головы, все мечтали о расцвете культуры, как во времена серебряного века. Было много интересных проектов, в творчестве ценился поиск и новизна. Первый состав "Дяди Го" был - гитара, скрипка, фортепиано и контрабас. Трое имели классическое музыкальное образование. Поэты были героями дня. 
Помню новосибирскую группу "Идея Фикс", которую основали Николай Гнедков и Женя Каргаполов. О Гнедкове критики писали: "редкий случай самостоятельной поэзии в рок-н-ролле". Сейчас он живет в Копенгагене, прошел через испытание славой, алкогольную и наркотическую зависимость, завязал, но, по-моему, стал немножко сумасшедшим. 

- Чем ты занимался после "Дяди Го"?

- Несколько последних лет, у меня был свой пилотный проект "Собаки бэнд", потом "Олд фэшн бит шансон". Пусть вас не пугает слово шансон, на самом деле это довольно широкое понятие, у нас его сузили до определения блатной музыки. В стиле шансон работают многие замечательные музыканты, например, Том Уэйтс, не говоря уже о французских исполнителях: Жак Брейль, Серж Гинзбург, Жак Азнавур. 

Сейчас мы существуем как группа "Другие Дяди", у нас несколько проектов: мой, Славы Кобзаря, а также "Нот Джаз", это исполнение той музыки, которая нам нравится - эстрадный джаз, классический рок-н-ролл, блюз, кантри. 

- Как формируется репертуар?

- С репертуаром все просто: в 90-х годах в Германии я зарабатывал на жизнь стрит-шоу, играл на улице с европейскими циганами в джазовой группе, и кто-то дал мне послушать кассету с музыкой знаменитого гитариста Джанго Райнхарда. В 50-е годы он вместе с Стефаном Граппелли "зажигали" в парижском "Хот клубе", это было культовое место в Париже того времени. Кроме виртуозной, специфической игры, Джанго Райнхард был известен тем, что после автокатастрофы, на левой руке у него было только три рабочих пальца. У меня была заветная мечта - сыграть с кем-нибудь эту музыку.
Но в Барнауле такая музыка была совершенно невостребована. Я много лет работал в ресторанах Барнаула, Новосибирска, Москвы, и хорошо знаю, что любое новое предложение натыкается на безразличие и непонимание. 

- Что у тебя за скрипки?

- У меня их три и у каждой своя история. Первую купила моя мама, она была вынуждена даже продать что-то из своих золотых вещей - скрипка стоила почти тысячу рублей при тогдашней средней зарплате в сто двадцать рублей в месяц. Вторую скрипку я купил в Вене, когда я работал уличным музыкантом. Боюсь, что она с криминальным прошлым - скорее всего ее украли. Скрипку мне продал циганистого вида славак, она была не в футляре, а в полиэтиленовом пакете. А третью я купил в Москве в магазине конфискованных товаров. Одна больше подходит для работы на улице, другая - в более камерной обстановке. 

- Ты часто бывал в Европе как музыкант?

- Я десять лет ездил туда на заработки: Германия, Испания, Голландия, Бельгия, Франция, Австрия, Италия. 
В 1995 году работал с оркестром "Нью-Йорк Гарлем Театр". Это большой коллектив, они гастролировали по Европе с классикой оперного джаза - "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина. Я играл с ними один месяц в Кельне, и месяц в Вене. В опере были задействованы только негры, огромные такие великаны, с мускулатурой и бритыми черепами, а белый был только один, небольшого ростика, плешивый и плюгавый - он играл полицейского. Каждый день - один спектакль, платили хорошо. Потом мне предложили гастроли на 8 месяцев, но я отказался, может, и зря, деньги были приличные, но мне надоело мататься по чужим городам, домой захотелось, у меня уже дочка маленькая была. 
Сейчас музыканты на европейских улицах в основном из России, Украины, Белоруссии. Важен репертуар, что ты играешь, я играл классику - Паганини, Вивальди. В Европе стрит-шоу - традиция, идущая с древнейших времен: менестрели, трубадуры, ваганты. Это не нищенство и не попрашайничество - есть те, кто попрашайничает, а есть те, кто зарабатывает на улице своим ремеслом. Так же, как циркачи, клоуны, фокусники, акробаты. 

- Из уехавших из Барнаула на Запад, реализовался кто-нибудь как музыкант?

- По-моему, нет. Я встречался со многими, и очень мало кто из них производит впечатление состоявшихся людей. Материально живут лучше, но все равно для местных они люди второго сорта. 

- Ты и в Москве работал?

- Да, в Москве я был в команде известного, ныне, к сожалению, покойного продюсера группы "Квартал" Артура Пелявина. Наша группа была второго состава и называлась "Семен-магнит". Нас бросали на малобюджетные концерты или если группа первого состава была занята и ее нужно было подменить. 

В общем, посмотрел я на мифический московский пирог, на город, который живет на долларовой игле, и понял, что это не для меня. Потому что ты сам незаметно начинаешь мутировать, меняться не в лучшую сторону. Как в анекдоте, приезжего спрашивают: "Вы из Москвы или из России?" Главное решить вопрос, что тебе нужно? Если хочешь стать знаменитым, чтобы показывали по телевизору, публиковали интервью и фото в желтой прессе - то тогда да, нужно ехать в Москву. Но этот мегаполис может тебя просто пережевать и выплюнуть, как многих и многих. Для меня было важнее остаться самим собой, и делать то, что я хочу. Может, это называется цель, смысл жизни, я не знаю.

Сейчас ситуация в Барнауле немного изменилась, наша музыка стала интересна многим, можно попробовать зарабатывать творчеством здесь. В проекте "Хот Джаз" участвуют: Слава Кобзарь, Андрей Скляров (бас-гитара), Антон Бовин (соло-гитара), Света Бальжатова (ирландские народные инструменты, перкуссия), Дима Юдин (барабаны). В городе никто такую музыку не играет.

- Говорят, ты буддист?

- Я придерживаюсь буддизма с 1999 года, в нем нет догматизма и фанатизма. Это скорее философское учение, чем религия, и самостоятельность мышления только приветствуется. 

- У тебя есть мечты?

- Скорее, творческие планы. Наработано много материала, и его нужно записать в хорошей студии, качественно свести, реализовать. Хотим попробовать пробиться с проектом "Другие Дяди" на новосибирский рынок, а дальше как повезет.


Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.