Воздух (подборка стихов)
Лабецкий ЕвгенийЕвгений ЛАБЕЦКИЙ ► ВОЗДУХ (из книги стихотворений)
ВОЗДУХ 1
Безумствуй и скорби.
Лови руками воздух,
бродя среди руин.
Ищи её, ищи –
в движении теней,
в неровных каплях воска,
застывших на свече.
И в пламени свечи.
Закаты над Невой.
Ахматовские чтенья.
Признание в любви.
Похмелье поутру.
Вечерним фонарям
не обрести значенья,
как нимба не иметь
помойному ведру.
По хлопанью дверей,
по запаху аптеки
я б этот мир узнал,
не открывая глаз.
В районном казино
устроил для потехи
стрельбу по зеркалам
заезжий водолаз.
Шевелит раб весло,
и движется галера.
Пассажи по утрам,
так просто, ни о чём.
Нелепая игра
свистеть в милиционера.
Печальная судьба
родиться кирпичом.
Аптека на углу
закрыта на просушку.
Безрадостный удел
попасться на крючок,
в окошко созерцать
небесную ватрушку
и в мусорном ведре
отыскивать бычок.
Стучаться в зеркала –
нелепая затея.
Родиться кирпичом –
печальная судьба.
Пурпурный макинтош
развратного злодея
пылится на плече
фонарного столба.
Как много перспектив!
Пивных и винных пробок
коллекцию собрать,
играть плаксивый блюз,
построить пентагон
из спичечных коробок
и в банке на окне
выращивать медуз.
И всё-таки, мой друг,
коль скоро скрип повозки,
везущей мертвецов,
ещё не различим
....................
....................
....................
....................
....................
....................
....................
....................
в движении теней,
в неровных каплях воска,
застывших на свече.
И в пламени свечи.
ДОКТОР ПЛЕЙШНЕР
Результат прописных идей,
сей поэзы герой фривольной
доктор Плейшнер – любил людей.
Но д-р Плейшнер им делал больно.
Я назвал бы это «выход к нулю».
Я б сказал, это жасмином по жести.
Я бы с дальней пристани махал кораблю.
Ты знаешь, сколько грации в подобном жесте?
Оставьте размышленья о красе ногтей
учёным педантам и глубоким экономам.
Д-р Плейшнер любил людей,
но д-р Плейшнер им делал больно.
Жизнь прекрасна – как камень с плеч.
Зрите блеск и тоску мгновенья!
Жизнь удобна как место встреч
и ослепительна, как муравейник.
Жёлтым глазом, что твой злодей,
смотрит бармен за стойкой «вольно».
Д-р Плейшнер любил людей,
но д-р Плейшнер им делал больно.
Ты можешь избегать распродажи интриг,
питаться углём и вырабатывать жемчуг.
Всецело обладать цитатами книг
и однажды выбрать одну из женщин.
Ты можешь умирать по команде «отбой»,
не кусать маляров и почти не материться,
по субботам заниматься хоровой стрельбой –
словом, соблюдать распорядок больницы.
Тогда доктор Плейшнер поймает тебя
и уколет шприцем шприцем шприцем шприцем
● ● ● ● ●
Осторожно и неслышно, чтоб никто не заметил.
Этот дождь на фоне города и чист и светел.
Стали тени над водою непосильной задачей.
Отнеси мои сомнения к разряду чудачеств.
Здесь за веру и безверие сажают на кол.
Упаси мою музыку от нотных знаков.
Тишину наполни шорохами в ночь полнолунья.
Распусти свои волосы и стань колдуньей.
Гонит ветер листья жёлтые по старому пляжу.
Я задобрю папиросами начальника стражи.
Мне привидится: кораблик отошёл от причала.
Я подумаю, что смерть – это только начало.
● ● ● ● ●
Всему свой час. Всему своё значенье.
Брадатый пахарь крепко держит плуг.
Палермо. Завтрак. Кофе и печенье.
В блаженном предвкушеньи приключений
спускается по ниточке паук.
А знаете, Мария,
я хотел
давно уже
прикончить это лето.
И так вот просто
прыгнуть с парапета.*
_____________________________
* Шестой закон перемещенья тел.
● ● ● ● ●
Мы дети пепла. Мы внуки травы.
Я знаю, что нам не сносить головы.
Я видел лицо городской молвы.
От стены к стене.
От Невы до Невы.
Я качусь по столу бильярдным котом.
Я дети пепла, но дело не в том.
Я живу под мостом, под горящим кустом,
осенённый двуперстным крестом.
Трепетный шорох крыла за плечом.
Двери апреля – звериным ключом.
Мы дети пепла, и мы ни при чём,
если кирпич наречён кирпичом.
Кто ходил по пруду? Кто вздыхал в темноте?
Кто оставил следы на стоячей воде?
Кто серебряных мошек ловил в бороде?
Мы дети пепла. Мы де.
● ● ● ● ●
Кошачьи взгляды в подъездах домов.
Оранжевые женщины на мутном стекле.
Это сентябрь.
Во мне просыпается кровь
царственных предков –
затхлая кровь мертвецов.
Я преуспеваю, объясняя любовь
механикой движения ржавых пружин.
Глупая птица бьёт по небу крылом.
Приятное чтение – газетный листок,
в который бакалейщик заворачивал снедь.
Но это было давно,
в далёкой другой стране.
Я уже не помню адреса, имена.
Я стою у стены.
Я застыл, как мишень.
Тому, кто пройдёт насквозь, не оставив след.
● ● ● ● ●
Не прельщайте ярким светом
мотылька крылатый прах.
Не смущайте сон Джульетты
с каплей яда на губах.
Если счастье невозможно
или нить не вдеть в иглу –
нужно очень осторожно
продвигаться по стеклу.
Эти звуки зыбки, хрупки,
тёплый шёпот в темноте.
Как цыплёнок без скорлупки.
Как рисунки на воде.
Словно, встав на спинку стула,
кто-то в белом сюртуке
чертит белые фигуры
на высоком потолке.
Быстро движутся планеты.
Ветер носит лёгкий прах.
Не тревожьте сон Джульетты
с каплей яда на губах.
● ● ● ● ●
Соловьиные трели,
и шорохи в гуще листвы.
Лягушачья капелла в пруду
исполняет свадебный марш.
Блеск луны.
Долговязые тени деревьев.
Зыбь на воде.
А вот городской пейзаж:
асфальт под ногами,
тысячи разных лиц,
дома и дома.
Я на кухню проник.
Я варю макароны в железном тазу.
Иногда…
● ● ● ● ●
Тихо, тихо, слышно даже –
парка ниточку прядёт.
Убежавший из-под стражи
лунной просекой бредёт.
Задевает ветки ёлок
бритой гладко головой.
Переходит водоём он,
зарастающий травой.
Чёрствый хлеб в его кошёлке.
Впрочем, даже хлеба нет.
Но полуночные ёлки
машут лапами вослед.
Утром хватятся пропажи –
ни привета, ни следа.
Убежавший из-под стражи
не вернётся никогда.
ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ
1
Как быстро наступили холода.
2
Как быстро наступили холода.
По улице с неясным бормотаньем
позёмку ветер гонит никуда.
Заваленные снегом города
теряют постепенно очертанья.
По всей земле – молчанье и покой…
Но плед не греет зябнущие плечи.
Уничтожая собственной рукой
былой достаток, с лёгкою тоской,
кто чем богат, тот тем и топит печи.
Не думаем, сжигаем всё подряд:
кто скрипку, кто винтовку, кто ливрею,
а кто мундир, тяжёлый от наград.
Кладя в огонь последний циферблат,
замёрзший часовщик сжигает время.
Лёд отражает всполохи костров,
они слабы и тают в гиблой стыни.
Монахи жгут, за неименьем дров,
иконы вдохновенных мастеров
и рукописи ветхие святые.
Но этот холод непреодолим…
Горят портьеры, вешалки и платья.
Ваш клоун на лице сжигает грим.
Студёный град пылает перед ним,
и не слышны ни стоны, ни проклятья…
Всё прогорит. Зола не помнит зла.
Печной дымок в холодном небе тонет.
Земля застыла, призрачно бела.
И ангел греет струйками тепла
над миром распростёртые ладони.
ВОЗДУХ 2
… А завтра тебя разбудит
утро,
у которого запах
шкуры бизона,
навоза, медвежьего сала,
бобовой похлебки
и человека,
лежащего рядом с тобою.
Голые грязные дети
выползают из тесных вигвамов.
Они визжат,
увлечённо
кидая друг в друга глиной.
Женщина надевает
нехитрые украшенья
из перьев и волчьего когтя.
Мужчина,
два раза за ночь
ужаленный скорпионом,
ругается,
потирая
опухшую красную ногу.
Старуха с лицом дикобраза курит сушёные листья.
Холодное серое небо кажется неподвижным.
___
Ты хотел бы стать этим небом
над лесом и над долиной –
куда улетая грифы
превращаются в темные пятна?
Испугом маленькой белки,
горечью прелых листьев.
И резким, пронзительным криком
болотной цапли.
Слышишь, хрустнула ветка
под ногой антилопы –
и раздалось рычанье голодного ягуара.
Пора выходить на охоту –
чтобы не стать добычей.
___
Назови себя Шорох Ветра.
Назови себя Тень Койота.
Забудь своё прежнее имя –
и стрела попадёт в другого,
и колдун не напустит порчи.
Запомни запахи леса.
Запомни лесные звуки.
Научись ночевать в оврагах
и прятаться на деревьях.
Подобно змеиному следу,
теряться в песчаном каньоне.
Питайся кровью животных.
Питайся телами растений.
Но знай, что неслышно рядом
ходит Великий Охотник –
только пора настанет,
он метко метнёт тебе в темя
серебряным томагавком.
___
Большая Небесная Птица уставший и покрасневший
солнечный глаз закрывает и открывает лунный.
Ветер, весь день доносивший шум водопада,
стихает, и даже дети, притихнув, забираются
на мягкие шкуры. Женщина очищает остывший
котёл от нагара. Старуха с лицом дикобраза
курит сушёные листья. К огню подходит охотник.
Садится, молча снимает промокшие мокасины,
вешает над углями. И если сквозь тёплые струи
смотреть на людей и предметы, то станет ясно,
как зыбки их видимые оболочки: и лес, и вигвам,
и старуха с каждым выдохом сизого дыма –
превращаются в воздух