Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Молодежная литература

Кудряшов Иван 

МОЛОДЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Провинциальная литература» - звание с сомнительной славой. Как впрочем и «юношеская проза» (ну стихи юным простительны, а проза увы). Да и вообще что это значит «я пишу сегодня»?

Думаю мы заранее отбросим надуманную проблематику «нужна ли нам такая литература и зачем». Лишь человек, обделенный культурой вопрошает подобное. Сколь же надо быть одномерным, чтобы выспрашивать «а зачем нам (аграрному краю) художники/музыканты/писатели/философы етс.?». Да и не всякому же в конце концов рассуждать о смысле деяний, выбивающихся из обычной канвы, вроде добычи колбасы и просмотра сериалов.

Итак, есть большая страна, становление культуры которой неразрывно связано с появлением и существованием русской изящной словесности. Можно ли представить ее без таких имен в прозе как Гоголь, Тургенев, Достоевский, Булгаков, Набоков, Соколов (хоть некоторые из них писали за рубежом, но русский язык – это судьба)? Но большая страна – это всегда не только метрополия, но и периферия – пресловутая провинция. Всякому ясно, что там в Москве жизнь кипит, в т.ч. и литературная и никаким старым пням из Союза писателей (эти маразматики в очередной раз доказали свою несостоятельность признав книги Баяна Ширянова порнографией) не заткнуть этот фонтан. А что же у нас, на Алтае – мертвые души? Похоже что так. Что это? творческая импотенция, падеж или неурожай талантов? Сосед – Кемерово за последние пять лет успел отличиться на всех всероссийских литературных конкурсах для молодежи. А Барнаул и окрестности? А где это? - обычно вопрошают в столице. Даже если у нас что-то и есть, об этом ведь еще надо уметь заявить, но есть ли у нас хоть что-то?

Если поэты как-то находят себя и друг друга, иногда даже молодые пииты по протекции кого-нибудь из патриархов попадают в сборник. Но поэты часто существа ветреные и несерьезные. А уж алтайские поэты – это особая песня… Не будем об этом, дабы не обидеть кого-то незаслуженно (все же есть у нас достойные поэты), но и от дифирамбов воздержимся, ибо в массе это клоуны и плагиаторы, замороченные допотопной мифологией творчества и завистью к лаврам Есенина, Пастернака, Бродского и др.

Писатели нигде не нужны, никто себя и не считает писателем, кое-кто как-то стихийно пописывает. Да и для кого? – В стол или для пары-тройки друзей.

Говоря откровенно, кроме проблем ничего в литературной жизни молодежи мы и не имеем.

Во-первых, писать – это не легко. Писать – это брать ответственность на себя, и не только за свои слова (и от ответственности не спасет никакая постмодернистская поза). А кому оно надо? Даже (и чаще) уже зрелые взрослые люди хотят написать нечто, но что-то их останавливает (они обычно говорят себе – да брось ты это, че выдумываешь невесть что, лучше делом займись или пивка…). Юным в чем-то проще, но в чем-то сложнее (ибо извечные проблемы с уверенностью в себе, а критика необходима).

Во-вторых, писать – это быть сопричастным неким идеям, и другим пишущим. Но как найти «своих», где отыскать необходимое для развития и выживания таланта общение? Уж точно не идти в Союз писателей (если вы конечно не юный ретроград). А рутина ох как заедает.

В-третьих, никто не интересуется развитием и открытием писательских талантов. Нет ни конкурсов, ни программ. Худо-бедно пишущий журналист – похоже верх мечтания для нашей системы образования. Стандартизованные рецензии ЕГЭ заменившие сочинения – еще один шаг на пути убийства творчества в юношестве. Более того, талант – он чаще скромен, нежели нагл, еще не подросло новое поколение смелых и пробивных (но будут ли они более творческими? креативными еще возможно…). А юный прозаик скорее будет тихо ностальгировать, по-русски ожидая чуда. А коли и хватит смелости пойти в издание – куда? Единственный островок более-менее современной литературы в нашем крае – журнал «Ликбез» и тот уж 10 лет безвылазно в Сети.

Ну, и в-четвертых, как следствие вышеперечисленных и прочих условий – мутность, дилетантизм и слепое подражательство.

Сужу лишь из своего ограниченного опыта, и все же я встречал лишь пару бледных теней Сорокина, Пелевина, даже непонимающих тех, кому подражают, несколько наивных толканутых фэнтэзийщиков (ну в самом деле, этот жанр давно исчерпан, а расширить его другими – не всякому дано) и просто десяток пишущих детишек, которым под стать только газетенка «Сами».

И во многом именно молодежь виновна в такой плачевной ситуации: неверие в себя ее неизбывный грех и чрезвычайная пассивность – хронический недуг. Ведь помимо внешних условий в первую очередь нужна инициатива, смелость, нужно самим устраивать общение, какие-то объединения и т.п.

Быть может кому-то все равно – ну, нет пишущих среди молодежи и нет , где им проявиться, ну и что? (особенно когда где-то в Анголе голодают дети). Так ли?

Я не из тех, кто считает способность к писательству излишней финтифлюшкой культуры и уж тем более прерогативой немногих. Большинство способны овладеть и языком, и слогом, но не каждому надо (и все таки это не говорит в пользу того, что это нечто специальное, эдакая экзотика, напротив писать – это общечеловеческое качество).

Так что мы снова возвращаемся к вопросу кому и зачем это надо? Или лучше задуматься над тем – Что мы теряем? Вроде бы и ничего…

Да, черт возьми, пускай наш край останется безъязыким и безголосым, лишиться возможности рассказать о себя, заявить о себе громким именем. Куда нам, убогим?… Мы будем подымать промышленность и сельское хозяйство, делать деньги и выпускать в год по несколько сотен экономистов и юристов, а на досуге – как обычно сериал и бутер с колбасой. Вам этого хватит? Думаете всем хватит?

При таком культурной вакууме все таланты выдует мигом, даже технического толка.

Ну и ничего, будем читать посредственные переводы французов, англичан, американцев, да кое-кого из москвичей. И никаких претензий, никаких амбиций. Похоже все этого хотят. Но только не Я.

Потому как писать – это в конечном счете являть нечто из загадочной природы, данной только человеку. И как знать не потеряем ли мы частицу человечности без этого занятия? Я уж не говорю про язык, кто как не писатели должны развивать и сохранять его? «Молодые – это будущее» - максимой сей бравируют кто ни попадя. Так может действительно пришла пора задуматься о будущем?…

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.