Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 23 (сентябрь 2005)» Наш некрополь» Это море неестественно мелко (памяти Дениса Воробьева)

Это море неестественно мелко (памяти Дениса Воробьева)

Гундарин Михаил 

«ЭТО МОРЕ НЕЕСТЕСТВЕННО МЕЛКО…»

                Умер художник, музыкант, поэт Денис Воробьев. Ему было всего 32 года. Пополнился список тяжелых потерь среди творческой молодежи края.  Художники Юрий Эсауленко и Иван Сергеев, поэты Евгений Борщов и Эдуард Ротарь, актер Дмитрий Мальцев… Всем им было в лучшем случае немного за тридцать. Увы,  вряд ли можно говорить о простом совпадении. Скорее – о трагедии нереализованности.

                Денис Воробьев был разносторонне одарен, и во всех сферах творчества успел сделать серьезные,  заслужившие внимание знатоков, шаги. Стильную рок-группу «Восвояси», чьим лидером он был (а главное - сочинял тексты песен и солировал), по праву считают явлением в новой музыкальной культуре Барнаула. Также, как и «Темную галерею», уникальное для нас выставочное пространство, которое Воробьев курировал вместе с Юрием Эсауленко. Многочисленные выставки, на которых Воробьев выставлял свои полотна или был  организатором вернисажей, всегда собирали немало положительных откликов и среди простых зрителей, и среди знатоков. Наконец, и стихотворные опыты (не много ни мало – несколько довольно больших поэм, к тому же с авторскими иллюстрациями!) вызвали у тех немногих, кто успел с ними познакомиться, ощущения безусловной талантливости. Весьма перспективными были его пробы в таком, на первый взгляд, примитивном, а на деле требующем особой стильности и живости жанре, как комиксы.

                Денис иллюстрировал мой роман «ЛМ» (причем эти иллюстрации многим нравились даже больше текста – достаточно сказать, что они были воспроизведены в престижном московском издании «НГ-Exlibris”). Разумеется, работал Денис совершенно бесплатно. Сейчас я рад, что смог купить у него две картины, помог опубликовать стихи. Хорошо помню Дениса во времена его наибольших успехов – за столиком модного кафе, глядящего на окружающих своими замечательно выразительными  глазами.  Глазами художника и просто модника, ценимого поклонниками и умеющего ценить жизнь.

                Но ведь все это – только часть правды. Полную правду знают те, кто, подобно Денису, пытается заниматься творчеством в российской провинции.  Группа «Восвояси», так и не сумевшая привлечь внимание серьезных московских продюсеров, фактически распалась.  На выставки у нас ходят одни и те же люди, а главное – даже расхваленные картины практически не продаются. У ценителей новой культуры, к сожалению, не слишком много денег, а меценаты постарше предпочитают гладкие псевдореалистические пейзажи (типа тех, что продаются у барнаульского ЦУМа, только пафоснее). Значит, работой художника не проживешь. Про стихи  что ж и говорить! Из всех местных изданий напечатать их решился только альманах «ЛИКБЕЗ». Вряд ли что-нибудь изменило – и в смысле денег, и в смысле творческой удовлетворености – задуманное отдельное издание. Не сложилось у Дениса и с работой. Да-да, обыкновенной работой, дающей кусок хлеба и позволяющей забыть о внутренних неурядицах.  Местным изданиям, как и местным поклонникам «евроремонтов» нестандартно мыслящий художник-дизайнер оказался не нужен. В итоге – вечный русский утешитель, водка, и не выдержавшая такого утешения поджелудочная железа.

                Недоброжелатели всегда говорят в таких случаях о некой «слабости», «бесхарактерности» и т.п. Дескать, вот я дожил благополучно до седин, и картин написал вагон, и стихов наиздавал немеряно, и в ус не дую. Всем пример! Логику такого рода и обсуждать нечего – в конце концов, людей, у которых душа по консистенции завидно напоминает сапожную подметку, немало и среди так называемых художников и писателей. Дело в другом – в том, почему именно такие деятели получают официальную поддержку, государственное финансирование на свои сомнительные проекты и т.п. Они – а не  Денис Воробьев и его товарищи по новой культуре. Почему деньги налогоплательщиков тратятся на поддержку культуры (немаленькая, кстати, статья в тощем бюджете края) без какой-либо общественной экспертизы, в обстановке подковерной возни?  Глянешь со стороны на местный культурный пейзаж – благодать для пионеров и пенсионеров! Первые все чего-то пляшут да поют, вторые – отпихивая друг друга, не по возрасту ловко подползают к руке дающей. Успешно подползают,  эффективно. Но для нормального полноценного развития важнейшей составляющей сегодняшней общественной системы – культуры и искусства – нужно другое.

                Необходима система эффективной, действительной поддержки культурных проектов и их авторов – независимо от их возраста и личных вкусов господ чиновников. Система грантов, стипендий, премий (повторюсь – присуждаемых гласно и на конкурсной основе). То есть, те средства, которые сейчас тратятся на консервацию, пустить на развитие. Если в этой сфере ничего не изменится, мы рискуем потерять всякие перспективы, всякую возможность на появление в крае подлинно востребованных (для начала – хорошо известных) творцов.

                И тогда горький список тех, кто захлебывается на этом мелководье, неизбежно будет пополняться.

Коментарии

 | 10.01.11 01:01
Приятно было прочитать этот материал, написан по-взрослому, жаль что прочитал его только сейчас.А фотография сделана на выставке "Маленькая Куба". Выставка проходила в павильоне современного искусства "Открытое небо", год не помню, но это была одна из первых выставок, если не первая, в этом зале. Очень интересная выставка, она открыла новое выставочное направление в нашем городе: выставка, сделанная без принуждения, от избытка творческих сил. На фотографии Два её автора: Татьяна Королькова и Денис Воробьёв.
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.