Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 22 (июль 2005)» Для умных» Проституция (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Проституция (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 

ПРОСТИТУЦИЯ

Задаваясь вопросом о том, что она такое есть (стало быть метафизически рассуждая о сущности П.) и проведя в размышлениях некоторое время, я прихожу к мысли, что в наше время не так-то просто определить ее границы. Куда ни брось свой взгляд – П. там.

Например, она в том, с какой легкостью мы сегодня продаем себя, если не тело, так свои мысли, а главное чувства и эмоции – вся современная культура делает нас легко восприимчивыми ко всякого рода мелочевке, призванной исторгнуть из нас определенную эмоцию (мы смеемся вслед за ржущей аудиторией, будь она вокруг или за экраном в каком-то ток-шоу; мы вторим плоским эмоциям визгливых реклам, нас вмиг захватывает очередная коллизия голливудского стандартного фильма, хотя ничего нового там нет; мы тут же полны праздника, если в небе салют – открыты рты, стоят визг, вопли «ура» етс.).

Или те же девушки, что парами-тройками курсируют по центральным улицам в вечерний час – что они как не проститутки по сути? – разница лишь, что они не способны сразу сказать чего хотят (как и не готовы услышать истину своего желания, потому и цепляются за потасканные «ритуалы» знакомства, гуляния и пр.), да чаще всего рассчитывают получить гораздо больше, чем «честная труженица панели» (а именно долгосрочных капиталовложений в ее личность, да быть может еще вашу свободу в придачу). В таких случаях, а это подавляющее (во всех смыслах этого слова) большинство случаев, обычные проститутки (т.е. явные), как писал Бегбедер, обходятся дешевле, чем эти обычные девушки – скрытые проститутки, ибо ты хотя бы сохраняешь себя целым («экономишь себя, а не деньги»), а бумажник потерпит.

Да и современные вещи уже неотрывно связаны с П. Во-первых, в плане той мифологии, которая навязывается им рекламой, а суть ее вкратце такова: любой товар позиционируется как всегда готовая к использованию, на все всегда согласная вещь, часто лишенная индивидуальности, подчеркнуто функциональная и предрасположенная только лишь служить вам и вашему удовольствию (за ваши деньги, конечно); такие вещи – ничто иное как проститутки. А во-вторых, опять-таки реклама подает нам любой товар вкупе с девушкой, которая тоже готова на все ради вас, коли вы обладатель пресловутого продукта (кто она, эта девушка в таком случае стоит объяснять?). Т.е. ныне не только люди, но и вещи в своем образе неотделимы от П.

Но не стоит забывать о том, что всякое явление в конечном счете уравновешено собственной амбивалентностью и мы не считаем, что это своего рода «порок» или «грех». П. – своего рода обратная сторона института брака и с этим ничего не поделаешь и как эдакая изнанка она лишена определенных тяжестей так называемых «серьезных отношений» - здесь корни привлекательности П. В отличие от навязчивых условностей (нормы, мораль, сверх-я и пр.) П. – не только сделка, но и своего рода игра, она подобна театральной пьесе, где все знают что дальше и чем все кончится, но при этом им никто не мешает проявлять свою индивидуальность (также актеры признают, что прелесть постановок в том, что тебе не надо думать как, что делать и что дальше, в каждый момент ты воплощаешь то, что нужно, ты свободен от выбора, но не от себя самого) – подобная игровая детерминация (после некоторого начального напряжения) приводит к неописуемой легкости. Подобную форму взаимоотношений иногда практикуют и постоянные пары и это тоже о многом говорит.

Вообще есть мнение, что П. – это вполне нормальная форма отношений между людьми, в основе которой просто лежит принцип обмена, в противоположность столь ценимым отношениям вроде любви и дружбы, где все строится на даре (когда-то и в П. тоже были сферы связанные с даром, в ритуале, культе етс.) или чуде (подарке судьбы, провидении, случайности). В таком смысле можно констатировать, что П. давно уж перестала быть просто частным явлением общества, нынче скорее тенденцией массовой психологии, базовой чертой мировоззрения большинства. Жизнь пронизанная во всех областях примитивной логикой эквивалентного обмена (товар-деньги, услуга за услугу, око за око, причина-следствие и т.д.) и потому стремящая быть просчитанной до конца учит тому, что отношения без взаимных выгод – это ненормально, т.е. любовь становится не-нормой, а проституция – напротив (с тем же связана занятная инверсия отмеченная еще Бартом: сегодня непристойным становится не сексуальное – а сентиментальное). Чтобы в этом убедиться можно проанализировать современные отношения между мужчиной и женщиной и здесь чаще всего мы наблюдаем две модели: в первой – мужчина «открыто» покупает женщину или наоборот (не важно П. это по факту или по содержанию), т.е. он сознательно дает ей что-то (деньги, подарки, другое), взамен чего логично требует удовлетворения своих запросов и в такой модели женщина (опять-таки не важно кто она по факту – профессионалка, любовница, жена, случайная встречная и т.п.) – выступает в роли проститутки, а мужчина – ведет себя сообразно своим желаниям, практически не оглядываясь ни на какие моральные императивы (само собой по такой же модели женщина может быть в мужской потребительской роли); во второй модели – напротив мужчина может стараться построить отношения по так сказать «нормальной» модели, т.е. вести себя прилично, стараться быть достойным ее, работать над собой, меняться, стараться сохранить эти отношения и здесь уже он становится самой настоящей проституткой – ибо он вынужден лгать, приспосабливаться, прогибаться и в конечном итоге торговать собой, пусть не телом, но своим воображаемым, т.е. содержанием своего личного, предлагая необходимые его части, угнетая иные.

В конечном итоге получается что в подобных отношениях (где нет дара) рано или поздно один или оба партнера оказываются в проституирующей позиции, оказывается что П. в таких «нормальных для сегодня» отношениях всего лишь дело ракурса (ты видишь это так, а ты посмотри иначе и все враз становится благопристойно), а чтобы уж совсем скрасить все швы, мы хорошо поработаем с мифологией и заретушируем и скроем все что хоть чуть-чуть говорит нам об истине, чем собственно и занимается современное медиа.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.