Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Лирик ставит вопросы

Гундарин Михаил 

ЛИРИК СТАВИТ ВОПРОСЫ

Простой факт, который я начал осознавать только теперь: когда 20 лет назад, в литературу стало входить новое, наше поколение, Владимиру Мефодьевичу Башунову было столько же лет, как нам сейчас. То есть, под сорок.  И все то время, пока длилось наше литературное сосуществование,  Башунов  казался неколебимо отнесенным к разряду мэтров. Теперь, когда его не стало, вдруг понимаешь – а он ведь был совсем рядом, с ним всегда можно было поговорить. Увы, получалось редко. Скажем так: не слишком  он был расположен с нами общаться. Мы же, в свой черед, быстро пережили то время, когда он мог чем-то помочь (вялые предисловия к книгам Николенковой свидетельство отсутствия взаимного интереса, нужны они были в основном для «проходимости»» изданий). В общем, не поговорили.  Теперь – уже никогда. Поэтому хочется поговорить о нем.

Литературное поколение Башунова (те, кто начал в 70-е) свою творческую жизнь провело в двух абсолютно контрастных общественных средах. Сначала это была среда наибольшего благоприятствования. Всем известно, что литераторы в СССР были крайне привилегированной категорией. От них требовалась лишь идеологическая лояльность,  качество произведений было критерием далеко не основным. Платили всем, талантам и бездарям, допущенным в святая святых союза писателей, одинаково, регулярно и очень щедро. Что и говорить, если за небольшую книжку получаешь столько, сколько инженер за полгода, а то и за год – как  не быть благодарным такому государству! Как не поверить, что такое благорасположение будет вечным, а значит, можно не иметь никакой другой профессии. Писатель – и все тут.

            Поэтому-то в 90-х годах все советские писатели оказались в положении не то что пасынков (как врачи, учителя, военные и др.), но полных изгоев.  К тому же потерявших доверие аудитории. Общество с изрядной долей брезгливости вдруг увидело, какие мелочные, непристойные дрязги раздирают наших гениев пера. Как из-за ломаного гроша, а то и вовсе бесплатно они готовы потопить своего собратьев, облить друг друга грязью самого едкого, литературного свойства… До сих пор бродит по редакциям и салонам один известный алтайский литератор, все утверждающий с пеной у рта, что именно он, а не Башунов достоин зваться «алтайским поэтом номер один». Бог ему судья – как и тем, кто придумывает и раздает подобные номера. Понятно, что все это было и раньше, в советские времена, но за парадными дверями официального Союза мелкие склоки выглядели иначе, чем прилюдные, довольно жалкие драчки на задворках общественной жизни.

            Помножим все это на синдром провинциального литератора. Ведь участь поэта в дальней провинции (как писал один из наших молодых, позже сменивший провинциальную алтайскую прописку на провинциальную германскую) крайне незавидна. Узкий круг ценителей (даже при советской власти книжки местных творцов на прилавках залеживались), узкий, а от того еще более душный литературный быт... В 90-е годы к этому прибавилось отчаянье от абсолютного безденежья, которое в издательской сфере есть прямой синоним удушья.

            Хочу сказать, что это испытание Владимир Башунов перенес гораздо достойнее многих и многих. Хотя по какому счету судить всех, задействованных в безобразных внутриписательских сценах? Возможно, что вышеописанные обстоятельства помешали Владимиру Мефодьевичу высказаться так, как он мог бы этого сделать (слабое утешение, как и любое другое теперь…). Предположим, что бесконечные перепечатывания стихов из одной книги в другую (обычная у местных «мэтров» практика) – от этого. Думая об этом, твердишь себе банальную истину: держись за профессию, учись полагаться на свои навыки столяра, учителя, журналиста. Не доверяй мнимому успеху! Ибо он не навсегда, а литературная суета для дара много опаснее суеты житейской.

            Но нужно сказать о литературе,  которая не имеет прошлого и настоящего времен. Так вот,  Башунов как поэт замечателен прежде всего своим лиризмом. В его строках есть высокопробное поэтическое вещество, которого недостает огромному количеству и более именитых (известных на всю страну, а то и мир) авторов. Что еще хорошо – его лиризм не остается на стадии бездумного выпевания-токования. Башунова интересовала работа над техникой передачей смысла, над звучанием стиха – и здесь он искал союзников в классической литературе (известен его цикл статей о Пушкине). Конечно, все это было очень по-дилетантски, но хорошо само стремление  видеть что-либо кроме «простора полей родимых».

            Меня могут спросить – лиризм, и только? А гражданственные, философичные, юмористические строки, которых у Башунова немало? Отвечу: хороши прежде всего те из них, которые испытали на себе руку лирика, а не публициста и уж тем более не юмориста. Много, много здесь случайных, буквально «мусорных» фраз и оборотов. Увы, видно, что в некоторых местах Башунов просто «не справлялся с управлением», благодаря чему иной раз появлялся вполне комический эффект… (Об этом наше давняя, начала 90-х, с В.Десятовым  статья, так нигде и не опубликованная – об этом же позднейшие критики Башунова из его же писательского союза, куда более беспардонные, чем мы).

Наверное, самым известным стихотворением Башунова  является следующее (цитирую по памяти):


В непрерывной, гремящей цепи моих дней
Есть серебряное звено: 
Мальчик в белой рубашке пасет коней…
Далеко его видно, когда темно!

            О чем это стихотворение? О детстве, но и о Родине, о смысле жизни, наконец… Соединяет же все эти смыслы воедино лирическая нота, по чистоте которой, повторю, с Башуновым мало кто у нас на Алтае  сегодня может равняться (разве что Наталья Николенкова).

            Закончу вот чем: всякий достойный человек, поэт он или не поэт, задает нам своей жизнью, своим уходом непростые задачи, ставит нелегкие вопросы. Только найдя ответ, сможешь сделать для себя важные выводы. Спасибо поэту-лирику Башунову за вопросы – будем отвечать на них!

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.