Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 18 (декабрь 2004)» Для умных» Автобус (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Автобус (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Столбовский Павел 

Автобус (от auto(mobile) + (omni)bus).

Если следовать этимологии, то А. – это автомобиль для всех. Будучи одним из общедоступных транспортных средств, А. обладает определенной спецификой, существенно отличающей его от трамвая и троллейбуса. В онтологическом плане важной характеристикой А. является его свобода. Путь трамвая предопределен и скован рельсами, путь троллейбуса, хотя и в меньшей степени, - проводами, за которые он цепляется и по которым движется. А вот А., даже если он никогда не изменяет своему маршруту (что, вообще говоря, маловероятно), по крайней мере, на уровне чистой возможности свободен от него. В его мире возможен обгон, внезапное изменение маршрута, частичное игнорирование остановок. А так как А. неразрывно, я бы даже сказал интимно, связан со своим водителем (в простонародье – водилой), то атрибут свободы присущ и ему. Водитель А. более свободное существо, а в его собственном представлении даже высшее существо в сравнении с водителем трамвая или троллейбуса. У него другой статус, другая квалификация, его работа сложнее и ответственнее, а потому наше сравнение его с другими водителями наверняка его унижает.

Водитель А. не смиренное, закрытое в своей каморке, отгороженное от салона, как в трамвае или троллейбусе, существо, но личность открытая (даже излишне, до демонстративности), честолюбивая, тщеславная в своей свободе, навязывающая свои вкусы (главным образом музыкальные), запахи (в основном табачный запах), свой образ вообще. А каков же образ свободного водителя А.? Это человек мужественный, в какой-то степени, вопреки своей профессии, асоциальный, бунтующий, ибо это заложено в самой онтологии А. Данные качества порой подчеркнуты музыкальным компонентом этого прекрасного образа. И наиболее гармонично сочетающимся с ним из всех родов музыкального творчества мы находим блатной шансон, так навязчиво указывающий на принадлежность носителя образа к маргинальным, криминальным, антисоциальным слоям общества. Свободным, одним словом.

Музыка в А., таким образом, с одной стороны позволяет водителю продемонстрировать свой социальный статус. С другой стороны, музыка, будучи наиболее интимным искусством, является и в А. началом объединяющим, преодолевающим преграду между салоном и водителем. Ее слушают все, по умолчанию любят все, а потому все едущие в идеале объединены в едином экстатическом порыве. Единомыслие и, так сказать, единочувствие, здесь важнее, чем необходимость заполнить салон. Не хочешь – не едь.

Вообще, анализируемое транспортное средство обладает своей эстетикой. А. отличается своей претензией на особый автобусный уют, комфортность: шторки или занавески; ряды теснейшим образом расположенных кресел с высокими спинками и мягчайшей набивкой; вечный полумрак, располагающий к расслабленности и дремоте; тепло, исходящее от стен; герметичные окна, не пропускающие свежесть зимнего дня во внутренности А.; музыка и, наконец, самое главное: Мать-кондуктор и Отец – водитель, восседающий на своём незыблемом троне и осуществляющий насаждение своих ценностей. От него многое зависит, но он надежен и непоколебим. Если он ругается с водителем другого транспортного средства, мы автоматически встаем на сторону нашего. В нем нельзя сомневаться, как не следует сомневаться в Отце.

На этом фоне одиноким, бесприютным и беззащитным, лишенным домашнего тепла и уютной атмосферы всеединства кажется пассажир, едущий в холодном, грязном, ярко освещенном внутреннем пространстве трамвая или троллейбуса.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.