Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 18 (декабрь 2004)» Для умных» Автоматы игровые (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Автоматы игровые (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Столбовский Павел 

Автоматы Игровые (Фр. Automate от греч. automatos – самодействующий)

Игровые автоматы – самодействующие, имеющие отношение к игре.

На улицах нашего современного города (Барнаула) как грибы после дождя открылись неисчислимые конторы под громким и до конца не понятным названием: «Игровые автоматы». Что же это такое? Чем там люди занимаются? Интересно?

Возле подобных «игрищ» роятся молодые люди, или не очень молодые. Где-то около 15-30 лет, судя по всему. (Самый активный возраст, кстати). Причём заметьте – сугубо мужчины. Что их так притягивает там, почему они там тратят своё драгоценное время, пока женское население рождает, выращивает, обучает и лечит подрастающее поколение?

Спрос рождает предложение – факт известный. Коли есть «залы» - значит есть «игроки». Неизвестно что из них первично. Факт остаётся фактом – людей чрезвычайно сильно заинтересовали «игры».  Ответ на вопрос «почему?» можно только предполагать.

В современной мире существует огромная по значимости и капиталовложениям индустрия услуг, называемая игровой. Оказалось, что люди готовы платить большие деньги, заработанные ими в поте лица с восьми утра до шести вечера на ненавистной работе, за то, чтобы их развлекали, а проще говоря – уводили от реальности. Именно в современном мире этот уход от реальности превратился в насущную необходимость. Почему?

Тому может быть множество причин. Возможно привычка, воспитываемая с детства телевизором, игровыми приставками, компьютерными играми и прочим, выражающаяся в постоянном существовании возможности реализовать себя в иной, пусть и не живой реальности. Так же, возможно слишком невыносим стал «с миром тет-а-тет», слишком силён стал голод, холод, отчуждение, и человеку всенепременно требуется возможность иного, пусть и виртуального мира, где он ощутит себя достигшим всего того, чего не сумел достичь в реальности, где хоть на пару часов забудет о насущной ответственности перед собой. На лицо продуцируемый человеческий инфантилизм.

Теперь можно конкретно разобрать некоторые психологические механизмы воздействия на «игрока», реализуемые в «залах».

Чтобы статья была более правдивой мне пришлось совершить поход в «игровой зал» и самому на месте всё выяснить.

И что же?

Знаете, я был приятно удивлён чистотой зала, какой-то притягательной комфортностью, приятным полумраком, чистым даже приятно пахнущим воздухом, учтивым персоналом. Правда меня немного настораживало какое-то невнятное напряжение там. Хотя ладно, обо всём по порядку.

Там стоят ряды аппаратов, таких чуть выше человеческого роста, с экранами и своеобразной клавиатурой: с большими кнопочками, которые светятся лампочками приятного света, с маленькими мигающими, когда необходима лампочками. Эти аппараты оказались очень притягательными своей округлостью (как у машин – плавность женских линий), мягкостью линий, матовостью, приятными расцветками: яркими, и в то же время уютными. Цвета все насыщенные, слишком насыщенные и никаких огрех, аппарат – само совершенство. Он умело стилизован под игру, которую вы видите на экране. Стилизован цветами, формами кнопок и клавиатуры, которые вторят формам, используемым в самой игре. Признаю, мне самому сильно захотелось присесть за этот аппарат и с удовольствием «пообщаться» с дружественным интерфейсом. Я человек суггестивный и чуть было не поддался такому соблазну. Благо есть что-то ещё во мне помимо суггестивности. Что-то неуловимое притягивает в этих автоматах ещё, но что?

Наша культура (как и любая культура) всенепременно имеет определённую иерархию ценностей, статусов, критериев статуса. Так вот, в нашей современной культуре таким критерием оценки чего-либо (читай - всего) являются деньги. В нашей буржуазной культуре. Это и хорошо, что есть единый критерий оценки. Но это к делу не относится. Так вот. Деньги т.о. приобретают сакральный характер, священный, мифологический, ибо они связаны практически со всеми феноменами культуры, дают возможность количественной их оценки и сравнения. Да и вообще, дают возможности и открывают перспективы. Деньги – это возможность удовлетворения первичных потребностей и даже вторичных интересов. Деньги пронизывают всё существо, всю структуру личности современного человека и являются неотъемлемой частью человеческого общественного бытия.

В этих «играх» напрямую задействованы деньги. Именно они – критерий реальных ценностей – используется в этой сфере виртуальности. Гремучая смесь. Непосредственное вложение денег в подобный автомат, т.е. символическое придание ценности виртуальной игре, да и сама игра ценными вещами – т.е. риск – играют немаловажную роль в формировании магнетичности этих игр, их притягательности. Я совершаю сакральный акт – вкладываю нечто ценное в аппарат, он пожирает это и превращает в игру. Раз игра связана с сакральными ценностями – она уже не игра. Это уже мифологическое действо, это серьёзно и важно для человека. Я отдал за это деньги. Т.о., с одной стороны игра делается тем самым более реальной, с другой вводится в общетсвенное бытие посредством денежных отношений.

А дизайнеры постарались превратить оболочку этой игры в реальность. Ведь соответствие стилизации реального аппарата виртуальности электронной игры – суть сплавление виртуальности и реальности и придание эфемерной игре материальной референции (кнопки нарочито большие, «вещественные», нарочито яркие, гиперреальные). Её теперь можно потрогать, а стоимость игры денег придаёт ей ещё большую реальность. Собственно это всё суть чисто психологические механизмы, которые вполне вписываются в парадигматические тенденции современной культуры.

Ну и конечно же, уже было сказано об этом ранее, главная притягательность такого времяпрепровождения состоит именно в сущности самой компьютерной игры, которая всяческими методами создаёт иную, параллельную реальность, в которой возможно нечто, что невозможно в этом мире. Причём связанность обоих этих реальностей поражает. Они строятся на одинаковых ценностях, на одинаковых механизмах наслаждения: соблазне, провокации, власти, сексуальных техниках сублимации. (Все четыре части важны).Их искусственно связывают (о чём говорилось выше: деньги, дизайн самих «реальных» аппаратов), чтобы добавить реалистичности виртуальному миру, но при этом действует и обратная связь: реальность достраивается симуляцией, реальность уже никакая не реальность, но тоже виртуальная модель, которая теперь реципиентом воспринимается инфантильно – здесь можно проиграть, сохраниться, начать заново.

Итак, какие мне сделать выводы?

Человек становится инфантильным если его не научили, сам не научился, не приобрёл, или ему не дана способность к агрессивной самореализации в мире, если он не имеет опыта, или имеет негативный опыт борьбы за себя. (И тут не возможно выяснить кто виноват в этом, как это произошло, вопрос о вине вообще следует здесь отбросить как не эффективный). Именно инфантильность как свойство личности открывает путь к постоянному бегству от проблем, ускользанию в сторону, т.е. наркотикам, играм и прочему виртуалу. Кстати, в том числе и телевидению, особенно всяким сериалам, шоу и пр. и пр. (Наверно я говорю банальности?). А подобные практики только усугубляют инфантильность. Замкнутый круг, в котором мы все вертимся, а не только эти 15-30-ти летние мужчины из «игровых залов автоматов».

Конечно, скажу вам честно, на самом деле всё не так просто и однозначно, но основные тенденции и «красную линию» проблемы «развлечений» я наметил, и боюсь проблема инфантильности касается всех.

Думать вам. Решать вам.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.