Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 17 (октябрь 2004)» Наш архив» Заметки о Луке Мудищиве

Заметки о Луке Мудищиве

Порогов Консервант 

По страницам альманаха "Ликбез" № 5 
Барнаул, 1992 г., июль тираж 40 экз. 94 с.


ЗАМЕТКИ О ЛУКЕ
МУДИЩЕВЕ

Согласитесь, часто то, что мы принимали за недостаток, оборачивается специфическим отличием одного от другого. Но чаще, усматривая проблемы, мы попросту близоруки. Это касается и изучения русской литературы.

Неумелые, но крикливые поиски западных соответствий в наших старинных летописях и преданиях ни к чему не привели, разве что "Слово о полку Игореве" взошло на европейском горизонте и затмило "Роландов" и "Беовулфов", став первым среди равных. Сразу после этого обнаружился "недостаток" авторского эпоса, подобного Дантовым или Мильтоновым творениям. Много, много кричали об этом гг. "ученые", многие из молодых поддались этой тревоге и занялись поисками авторской эпики, выдвигая в кандидаты на пост русского Камоэнса то Гумилева (!), то Евтушенку. И, как всегда, проглядели воистину оригинальное творение русского гения - поэму "Лука Мудищев". Почему проглядели? Да потому что искали не там, искали под золочеными перплетами, в томах in folio, а надо было искать в привычном месте обитания наших шедевров - в памяти народной, фольклорном обиходе.

Автор "Луки" нам неизвестен, но поэма, написанная в последней трети прошлого века, безусловно, авторская и, безусловно, эпическая. Но это - чисто русский эпос, сравнимый разве что со "Словом". Во-первых, автор относит свое произведение к сочинениям И.Баркова, жившего за сто лет до написания "Луки". Барков здесь - то же, что вещий Боян для творца "Слова". Т.е., подлинный создатель не претендует на лавры "первого поэта", также как Данте и Мильтон. Во-вторых, за сугубо частными, казалось бы, событиями, описанными в "Луке", стоят такие глубины, в которые невозможно заглянуть иначе, как прикрывшись шутовским одеянием, сжимая в руке не меч, но погремушку. Но это требует серьезного разговора, здесь еще не уместного.

Обратимся лучше к образу главного эпического героя - Луки Мудищева. Гиперторофированная часть тела, именуемая в поэме "елда", которой и славен Лука, выполняет две функции:  во-первых, подчеркивает эпичность героя, родство его с былинными богатырями, а, во-вторых, - ставит Луку в один ряд с множеством архетипичных героев массовой культуры. Более того, гениальный творец Мудищева сумел совместить в своем Луке два архетипа - Сирано де Бержерака и Казановы, причем сделано это было "невольно", безо всякого расчета, что еще раз выдает подлинный шедевр.

Но, говоря о родстве Луки с Ильей и Добрыней, мы, конечно, лукавим, опуская связующие звенья, важнейшим из которых являются иронические поэмы XVIII века. Собственно, под такую поэму "Лука" и стилизован. Однако, это - стилизация и не больше, как говаривал Вольтер. Герои Майкова и того же Баркова - комичны, и не более, Лука же - в полном смысле трагический персонаж. Он живет в совершенном отвержении от людей, его "елда", его эпическое оружие в прозаическое, "среднеевропейское" время просто смешна. Тут, разумеется, сильно влияние романтизма, причем накрепко уже усвоенного, вошедшего в кровь русского литературного обихода, вплоть до фольклора. Это романтизм не Марлинского и Бенедиктова, которые, вероятно, вдохновляли автора "Луки" - это романтизм народных песен. По канонам же этих песен все кончается чрезвычайно трагически - тремя ужасными смертями. Что это? Падение русского человека? Или следствие сжатия природных качеств рамками европейского сюртука? Мы настаиваем на втором.

Стоит отметить великолепный, ясный, афористический язык "Луки", причем "Лука" жив уже во множестве списков, дополняющих, совершенствующих его стиль по двум направлениям - санация явно устаревших выражений и оборотов и, наоборот, привнесении патины, отличающей сегодня вневременные шедевры - "Евгений Онегин" и т.п. "Лука" в авторском варианте должен был устареть, как, скажем, "Бал" Баратынского, но "Лука" остался, утратив свое авторство. Что ж, это искупительная жертва, и неизвестный автор мог бы только мечтать о такой судьбе для своего шедевра.

Разумеется, этот разговор носит чисто поверхностный, предварительный характер. Много глубин таится в "Луке Мудищеве", как во всяком гениальном - т.е. отражающем полную суть народного бытия - произведении. Надеемся, за нами придут другие исследователи и поднимут "Луку" как знамя подлинно национального искусства!

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.