Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Критика и рецензии» Статьи» По образу и подобию

По образу и подобию

Автор: Елена Вольф  | 23.01.07

По образу и подобию

о тенденциях развития русской фантастики

Современное состояние рынкалитературы характеризуетсяобширным ассортиментомфантастической литературы. Подфантастикой я подразумеваю каксобственно фантастику (научную,историческую, авантюрную), так и«фэнтези», а также внекоторой степени примыкающую кним фантазийную мистику.

«Фэнтези» представленав большинстве своем зарубежнымиавторами. Российские авторы,работающие в рамках этого жанра,по моему мнению, пока не нашлисвоего пути и следуют традициямжанра, разработанными ихзарубежными коллегами. Этот жанрдостаточно нов для российскихавторов–фантастов, но можнопредположить, что, прижившись нарусской почве, он со временемпредставит своих оригинальныхроссийских авторов. Фантазийнаямистика также представленапреимущественно зарубежнымиавторами. Эти видыфантастической литературы, намой взгляд, не так активноосваиваются российскимиавторами уже потому, что они непредполагают глубокой связи сдействительностью конкретногосостояния общества иразрабатывают ограниченныйнабор сюжетов, конфликтов и тем.

Обстоятельства,определяющие социальнуюдействительность России впоследние 20 лет, требуют иногоподхода – форм, способныхотражать в себе наиболееактуальные проблемы общества,человека в этом обществе, да илитературы в целом. Именнособственно фантастика в эти годыпереживает, можно сказать, периодподъема и может похвастаться неодним именем талантливого автора.О некоторых из этих авторов и ихпроизведениях последних лет ихотелось бы порассуждать.Наибольший интерес представляют,на мой взгляд, такие авторскиедуэты, как Г.Л. Олди и Марина иСергей Дяченко. Оба дуэтадостаточно плодовиты. На счетуОлди – 11 законченных ромнов, атакже 3 романа в соавторстве,кстати, один из этих романов – всоавторстве с Дяченко. У Дяченкона данный момент изданынесколько сборников рассказов иповестей, а также 6 романов.

Как сообщает «Энциклопедияфантастики» под редакцией Вл.Гакова: Дяченко Марина Юрьевна (р.1966) и Дяченко Сергей Сергеевич (р.1945)– русские прозаики, супруги исоавторы, ныне живущие в Киеве (Украина).Сергей Дяченко родился в Киеве,окончил Киевский мединститут в1969 г., работал врачом–психиатром,кандидат биологических наук;окончил сценарный факультетВГИКа в 1980 г. ЛауреатГосударственной премии Украиныза сценарий фильма «ЗвездаВавилова». Автор сценарияшестисерийного художественноготелефильма «Hиколай Вавилов»и художественного фильма «Голод–33».Марина Дяченко окончила Киевскийтеатральный институт в 1989 г.,профессиональная актриса театраи кино. Обучается в аспирантуре ипреподает искусство сценическойречи в том же Киевскомтеатральном институте. Вфантастике Марина и СергейДяченко дебютировали романом–фэнтези«Привратник» (1994),за который удостоились премииЕврокона–96. Следующей книгой сталсборник «Ритуал» (1996),куда вошли повести «Ритуал»,«Бастард» и рассказ «Вирлена».Роман «Шрам» (1996) сюжетнопродолжает «Привратника».Вместе с романом «Преемник»эти три романа составляют цикл«Скитальцы», который можноохарактеризовать как один изнаиболее удачных опытов врусскоязычной романтическойфэнтези.

В этой же энциклопедии можнонайти и сведения о другом дуэте.Олди, Генри Лайон (псевдонимДмитрия Евгеньевича Громова иОлега Семеновича Ладыженского).Русские советские прозаики,соавторы. Дмитрий Громов родилсяв 1963 г., в Севастополе. Окончилфакультет технологиинеорганических веществХарьковского политехническогоинститута, затем аспирантуру;работал инженером–химиком. С 1992 г.– профессиональный писатель.Первая публикация – «Координатысмерти» (1991). Олег Ладыженскийродился в 1963 г., в Харькове, там жеокончил Институт культуры поспециальности «режиссертеатра»; с 1984 г. работаетрежиссером харьковского театра–студии«Пеликан». Первая публикация– «Счастье в письменном виде»(1991 – в соавторстве с Громовым).Оба соавтора живут в Харькове.

Известность Олди принесласерия «Бездна Голодных Глаз»о приключениях в параллельныхмирах, в которую входят 8 романови повестей. Цикл открываетсяроманом «Живущий впоследний раз»(1992) –драматическая историей любвибессмертного юноши, обреченногона последнюю жизнь (действиеромана происходит в миреДевятикратно Живущих) и девушки–вампира.Но уже роман–продолжение – «Сумеркимира»(1993), герои которого –обычные люди, ДевятикратноЖивущие и оборотни (все онисосуществуют и находятся впостоянном противоборстве друг сдругом), позволил Олдивыдвинуться в ряды самыхпопулярных и перспективныхфантастов, пишущих на русскомязыке. В романе «ОжидающийНа Перекрестках» (1995) данавпечатляющая картина мира безрелигий: некая группамогущественных жрецов–Предстоятелей,подпитывающих себя энергиейчеловеческой веры, создают Дом–На–Перекрестке,который аккумулировал бы для нихэту энергию, высасывая ее изчеловеческого мира. Добротновыполнены и другие романы серии: «Войтив образ» (1994), «Дорога»(1994), «Страх» (1994), «Витражипатриархов» (1994), «Восставшиеиз рая» (1996). Изпроизведений, не входящих в серию,выделяется роман «Путьмеча» (1995): дело происходитв параллельном мире, в которомсосуществуют вместе люди–воины инаделенные разумом мечи (в этоммире искусство фехтованиядоведено до совершенства, ноотсутствуют войны и непоощряются убийства). Роман «Геройдолжен быть один» (1996) –эпическое полотно о Богах и людях,которые не стали богами, в основекоторого лежит переосмысленныйсоавторами миф герое Геракле.Также интересен цикл ироничныхрассказов «Герой нашеговремени» (1994).

Можно с уверенностьюсказать, что в скором времени наприлавках появится еще не однотворение рук этих фантастов.

Романы Олди и Дяченкоинтересны тем, что онидемонстрируют тенденциисовременной литературы кактаковой и тем самым могут бытьпричислены не только к мируфантастики, который развивалсяпо своим собственным законам –законам жанра, но и ксовокупности тех произведенийсовременных авторов, которые, внекоторой степени, претендуют нанекое вневременное иуниверсальное местоположение влитературном континууме.

Начнем с романов Олди.Отметим сразу, что все они имеютсложную архитектонику икомпозиционное строение.Повествование осуществляется вразличных временных ипространственных пластах,пересекающихся в узловыхсмысловых пунктах романов. Так, вромане «Нопэрапон, или Пообразу и подобию» (1999) – романе,в наибольшей мередемонстрирующем целый рядсовременных литературныхтенденций: фрагментарность,интер– и метатекстуальность,автопсихологичность иавтобиографичность, соположениереалий сегодняшнего дня идалекого прошлого, – авторысоздают сложное переплетениесюжетно–смысловых линий, вкотором главные герои – двойникисамих писателей, наделенныерядом автобиографических черт, –старый японец из средневековья,актер и создатель пьес для театраНо, а также автор трактата «Преданиео цветке стиля»,последовательноразвертывающегося перед нами ввиде эпиграфов к главам, и егосын, чья сущность – изменчиваямаска–нопэрапон, – проходят черезряд испытаний (наши современникипопадают прямо–таки вдетективную историю, не менеезагадочны и обстоятельства,образующие завязку и «японской»линии), чтобы в итоге открыть себя– свою силу и свою истинную суть.

Авторы следуют классическимпринципам постмодернистскойлитературы: авантюрно–детективныйпласт соседствует скультурологическо–историчным ифилософским пластами смысла.Ненавязчиво авторы рассказываюто том, каким был театр Но всредневековой Японии и позволяютсоставить достаточно подробноепредставление о стилепроизведений, которые в немпредставляли. Развитие героевприводит к утверждению идеи осмертельной для личности любогочеловека силе зла и ненависти,превращающих его в безвольноеотражение чьей–то злой воли.

Замечательно точны,пропитанные самоирониейстраницы, на которых авторырассказывают о том, как рождаютсякниги и как их встречает читатель.В общем, современный писательлишается в романе какого–либоромантически–возвышенногоореола, становясь просточеловеком, находящемся впостоянном поиске самого себя,пытающемся сохранитьсобственное достоинство в самыхразличных жизненных ситуациях.

Можно сказать, что этотфантастический роман (фантастическийуже потому, что в нем действуюттаки и нечисть из японскогофольклора, и необъяснимые силы,делающие непобедимым и опаснымслабого и безобидного приятелягероев–писателей, да и самопревращение молодого актера–японцав нопэрапон с равнойуверенностью можнорассматривать и как сказочнуюметаморфозу и как глубокуюметафору) – это «роман о романе».Итог романа «Нопэрапон …» –это и завершенный роман оприключениях автороврождающегося романа осредневековой Японии, изавершенный героем этого романатрактат.

Свое следование принципампостмодернизма Олди подтвердилии романом «Герой должен бытьодин», упоминавшемся вэнциклопедии. Этот романпостроен на основе принципанеомифологизма – переосмысленияклассического мифа об античномгерое Геракле. Сохраняя сюжетнуюканву мифов (рождение и детствогероя, 12 подвигов), авторынаполняют ее новым смыслом.Переосмысляется и сама рольгероя в мифологическомпространстве, и роль подвигов –теперь это не следованиеповелению богов, а движение,направленное наперекорбожественной воли, богоборчествои вызов.

Кроме того, история Геракла (илиточнее, если следовать версииОлди, Гераклов, так как одни и теже подвиги совершали либо поочереди, либо вдвоем оба брата –Геракл и Ификл) открываетчитателю идею авторовфантастических романов, котораяявляется лейтмотивом целого рядапроизведений – развитие жизни наземле, истории и цивилизациипроисходит в постоянной борьбе снаступающей на наш мир «безднойголодных глаз» (в романе «Геройдолжен быть один» эта безднанаполнена чудовищами – детьмибогов и титанов), или некросферой– сферой Пустоты и Ничто (в романе«Дорога» встречающийсягероям одной из частей «атмосферныйчереп» – знак того, что наш мирсоприкоснулся с враждебной емудействительностью). В романе «Дорога»,как пишет Е. Харитонов, «самомнеожиданном, динамичном исюрреалистическом романе Олдисюжет практически не поддаетсяпересказу: текст соткан измногочисленных наслоенийсюжетных линий, на первый взглядраздробленных и несовместимых,однако – кирпичик за кирпичиком –перед нами выстраивается прочное,геометрически выверенное зданиехудожественного текста, вкотором все части, даже самыемелкие, тщательно подогнаны другк другу, взаимосвязаны ивзаимозависимы; убери одну –здание рассыплется».

Этот роман не только даньпредставлениям о мире какмозаике, состоящей из множествафрагментов, но и современныйпример жанра антиутопии. В данномслучае развенчивается мечтачеловечества о бессмертии как овысшем благе. В обществе, котороестало следствием различныхпроцессов, произошедших в нашеммире ( в частности – следствиемвойны между людьми и вещами),гарантируется законом не правона жизнь, а право на смерть.Иерархия статусов членов этогообщества напрямую зависит отстепени свободы реализациисвоего права умереть. В этомобществе предприняты меры,ограничивающие вещи в ихвозможной власти: «Предмет илисовокупность предметов, входящиев категорию вещей», в случаесамостоятельного существованиявне зоны человеческого влиянияобязаны саморазрушаться дополной потери категории «вещности»за положенный в каждом отдельномслучае срок (Правило 9–ое из 4–гоприложения к Кодексу веры, главео Порче раздела «Вещи)».Герои–обитателирегламентированного икодифицированногомироустройства – знатная дама, нежелающая ждать моментареализации своего права насмерть, и гладиатор, не имеющийтакого права вовсе, –отказываются подчинятьсязаконам своего общества и терпятпоражение, как это обычно ипроисходит в классическойантиутопии.

Антиутопией является ироман С. и М. Дяченко «Пещера»,в котором изображается общество«идеальное» в том отношении,что все проявления агрессивностичеловека в нем отсутствуют. Воснове романа – идея о том, чтоспособность человекарегулировать и управлятьбессознательным, далеко непанацея от многих бед. Пещера –это мир сна, в котором каждыйчеловек предстает каким–либоживотным: хищником, более мелкимхищником или их жертвой, – и всянакопившаяся за день негативнаяэнергия и агрессиявыплескивается на безликоеживотное. Просыпаясь, люди неузнают тех, с кем они встретилисьночью, и продолжают вестиразмеренную, благожелательнуюжизнь. Обществом руководитнебольшая группка людей,обладающих способностью и впещере оставаться в образечеловека – егеря – а также, знающихи наяву, кто кем становится во сне.Вся эта идиллическая картинарассыпается на кусочки, когдаглавной героине Павле – во снебезобидной травоядной сарне –удается неоднократно избегнутьсмерти от зубов самого крупногохищника – саага. Ее способностиинтересуют правительственныеорганы, которые в отклонении отнормы видят угрозу всемуобщественному устройству. Павлана своем опыте обнаруживает, какбесправны и беспомощны могутбыть люди в, казалось бы,идеальном государстве. Роман–антиутопиястроится по классической схеме:благополучие героя в идеальномобществе подвергается риску –герой осознает «порочность»общественного устройства ипытается бороться с этим – геройсдается или погибает, бессильныйперед механизмом системы. Можноутверждать, что «Пещера» –это переосмысление стремлениянашей страны к построениюкоммунистического общества, сдругой стороны – критикеподвергается популярная идеяпсихоанализа о господствечеловека над его бессознательнойсферой как гарантебесконфликтности и благополучия.

Полемика с идеямипсихоанализа присутствует и вдругом романе Дяченко – «Ведьминвек». Здесь, как и в «Пещере»некоторые люди изначальнопротивопоставлены какнадзиратель/палач и жертва (главныйгерой обладает способностьювидеть ведьм, которые находятсяпод наблюдением специальныхорганов, ограничивающих ихвозможности). В этом романе, как ив предыдущем, осознаниечеловеком своих тайных психо–физиологическихособенностей ведет не к властинад самим собой и миром, а ктрагедии, в которой людиодинаково бессильны что–либоизменить.

В итоге можно сказать, чтосовременные авторы–фантастыактивно осмысляют в своихпроизведениях все те же идеи, чтои современные культурологи,политологи и философы. Авторызаявляют себя как критикисовременного общества, егозаблуждений и надежд. Не чуждыавторам–фантастам и современныелитературные приемы и методы,используемые их коллегами влитературе. Современнаяфантастика видит поле своейдеятельности скорее в мифе, чем внаучных построениях, и эта чертатакже связана с современнымсостоянием общественной мысли.Прогресс человечества перестаетбыть гарантом будущей свободы исчастья человека. Г.Л. Олди и С. и М.Дяченко утверждают своимироманами, что счастьечеловеческое не вне самогочеловека, а внутри него – этобогатство внутреннего мира,творчество, способностьпереживать чувства любви, дружбыи преданности.



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.