Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Критика и рецензии» Статьи» Три музы барнаульской поэзии

Три музы барнаульской поэзии

Автор: Латышев Дмитрий  | 02.08.07

                                                ТРИ МУЗЫ БАРНАУЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ

                                           (Доклад о текущем моменте)

Появление всего пару лет назад на местном поэтическом Олимпе Елены Безруковой, Татьяны Баймундузовой и менее заметной Натальи Зелянской во многом, на наш взгляд, изменило существующее в барнаульской литературной среде положение вещей. Самое главное в этом триумвирате, что его члены, кажется, твердо решили заниматься поэзией. Хотя бы одно стихотворение написал каждый человек, особенно в минуты душевного подъема. Наши же героини, повторим, похоже, сразу и решительно были настроены не писать стихотворений, а заниматься поэзией. То есть работать, находить механизмы и тайные провода и штепселя современной поэзии, как сказал бы Анатолий Найман.

Что из этого вышло? Можно сказать, что этот труд замечен. Наши авторы (за исключением Зелянской) стали участницами почти всех самиздатовских краевых сборников и "союзовских" книжек и журналов. Можно назвать публикации в сборнике "Где-то не здесь", журнале "Другие берега". Но, несмотря на очевидные успехи, я затрудняюсь в однозначной оценке этих первых публикаций.

Но чувства сквозь веток прозелень
нежны, как вода на озере.

Прекрасная строчка, яркая, точная. Но кем она написана? Может Бальмонтом или молодым Багрицким? Нет, эта строчка создана самой успешной из нашей тройки - Еленой Безруковой (удостоенной в этом году Пушкинской премии). Это поэзия? Да, несомненно. Но это не строчки поэта. Здесь нет поэта. Волна поэзии, звука нашего языка поддерживает и спасает стихи Безруковой. Но автора здесь нет. Это чужая жизнь. Жизнь самой поэзии. Есть прекрасные строфы:

От фраз откровенных уныло бегу
Печальная речь уязвимей, чем совесть.
Молчание - кровь из обветренных губ –
По капле теряет свою невесомость.

Очень сложная строфа. Автор хочет сказать, что речь для поэта важнее, чем даже грядущий судный день. Мы почти зрительно видим, как падает кровь из разбитой губы, и капли марают асфальт. Но с самого начала строфа начинает дребезжать, чтобы затем просто не состояться.

Избыточная сложность, не свойственная настоящей поэзии, разрушает стихотворение. При всей звуковой и семантической скромности, из-за сложности мысли, строфа сразу не может быть воспринята. Сравним со строчками из "Четырех квартетов" Элиота. Тоже о смысле поэтического труда:

Коль наше дело - речь, и нас толкнула
Она очистить диалект толпы,
А разум наш вперед и вспять провидеть...

Так сказал поэт, считающийся "сверхсложным". Согласитесь, сказал вполне просто. Безрукова же склоняется к сверхсложным размышлениям. Поэтому и выбирает длинную строку, которая часто держится лишь на аллитерациях и созвучьях:

Терять, как стареть, как стараться успеть,
Запомнить, опомниться или заплакать.

И здесь мы видим очевидную бедность созвучий. Эти стихи надо читать так: сначала понять, что автор говорит дельные и глубокие мысли, а затем  поверить, что это настоящие стихи. Некоторым образом, автор лишен индивидуального голоса, обозначая своими текстами присутствие поэзии. В этих стихах есть все, потому, что в них поэзия. И нет ничего, потому, что они лишены индивидуальности. "Ненужной растрате себя завещая", - говорит поэт. Сказано действительно хорошо. Но хочется проверить, не написал ли эту строчку Жданов?

Необычайно сложный смысловой ряд "держит" эти поэзы. Некоторое юридическое железо аргументации проглядывает в строчках:

Где речи огнем богохульным горят,
Но строки мерещатся, как воскресенье.

Автор хочет сказать: неправда, что мысль изреченная - ложь. Мысль, изреченная поэтом - поэзия и подвиг. Но вспоминается, как об этом однажды сказал столь часто берущийся Безруковой в качестве образца для подражания Иван Жданов:

Но душа из безвестности вновь говорит.
Ореол превращается в серп и горит,
И шатается плач воскресенья.

Впрочем, надо сказать, что поэзия Безруковой развивается стремительно. Пережив очень быстро период "поэтической кори", когда все вещи хочется именовать по-своему, она успешно вливается в общий тон, звукоряд нашей поэзии, намереваясь и дальше "Выстраивать мысли в один звукоряд// Над белым листом, как создатель над сенью..." Несомненно, что со временем эти опыты приобретут большую изысканность и четкость. А если случится чудо - непередаваемую индивидуальность. И выйдет что-то пронзительное в своей простоте. Похожее на:

Казалось, внутри поперхнется вот-вот
И так ОТК проскочивший завод,
Но ангел стоял над моей головой.
И я оставался живой.

Очевидная семантическая элементарность присутствует и в поэзии второй музы - Татьяны Баймундузовой. Но что действительно привлекает в этом поэте - предельная честность. Ее интересует феномен провинциальности и она, не боясь, исследует его в стихах:

Тоскует город - волей Демиурга,
И чем провинциальней, тем сильней.
Отсюда до Москвы и Петербурга
Почти полжизни.
Пара дней.

По-моему, очень крепкие стихи, которым честность добавляет необходимой горечи. Баймундузова - поэт более психологичный, чем Безрукова. Ее интересуют чувства, а не размышления. Истинность чувств она проверяет бытом провинции, и это очень привлекает. Может, это не такие внешне эффектные стихи, чем у Безруковой. Но, несомненно, более открытые и честные.

Но я предпочел бы стихи третьей музы. (Как и положено, должно быть три музы). Наталья Зелянская не опубликовала, кажется, ни одной обширной подборки стихотворений. Ее творения наиболее несовершенны. Но в них есть (что и отличает эти стихи) не некие "приключения с идеями", а некие сочетания слов, позволяющие языку осмыслить себя. Поэтому прислушайтесь к речи поэта:

Только несколько слов
Для оставленных в скобках молчать,
В анфиладе углов
Ожидающих главную часть.
От картонных миров,
Где вживую по рампе стучат
Сотни колоколов,
Репетируя вновь судный час.

 



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.