Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Критика и рецензии» Статьи» Мир фотографии (о книге А.Кириллина)

Мир фотографии (о книге А.Кириллина)

Автор: Латышев Дмитрий  | 02.08.07

Анатолий Кирилин. «Homo ludens - Человек играющий». Барнаул, ГИПП "Алтай", - 1999 г.

                              "Писать надо так чтобы было немножко  непохоже, это трудно..."   
                                Лидия Гинзбург (из разговоров с В. Шкловским).

Несмотря на то, что Кирилин включил в свой сборник две повести, "Чужая игра" и "Homo ludens - Человек играющий", написанные достаточно давно (и столь же давно опубликованные), его книга удостоена Муниципальной премии Барнаула 2000 года - и значит, есть повод о ней поговорить.

Анатолий Кирилин писатель не первоклассный. Я думаю, что он и сам это хорошо понимает. Если воспользоваться его терминологией, то играет он не в столичном армейском клубе, а в какой-нибудь команде второго дивизиона. И дело тут вот в чем. Современный писатель часто разрушает цельный образ человека, подчиняясь жестокой логике языка. Речь, как сказано, заводит далеко. И в этой ситуации автор, скорее, человек подневольный. Поэтому, подчиняясь диктату слова, человек однажды в зеркале литературы увидит не себя, а скажем, марсианина, сверхчеловека, или просто придурка из "спецшколы" на месте румяного школьника. Не случайно, писатели часто сами предупреждали об опасности для среднего человека заглядывать в зеркало литературы. И, в противовес, существует видимо разряд писателей , призванных сохранять жизнь, привычки, память. То, что можно назвать "миром среднего человека". Потому, что в наше время средний человек постоянно готов потерять себя - в пучине Интернета, свободной любви и так далее.

И если в результате аналитических стараний писателя первоклассного на свет появляется образ и роман, то задача вторых - создание фотографии. Как поют в современной песне, с наивной подписью "на память". Вот такую задачу и призваны исполнить повести Кирилина.

Скажем несколько слов о стиле автора. Основой, каркасом текстов, Кирилина является диалог. Это говорит о мастерстве писателя, ибо создать почти двести страниц диалога - задача непростая. Наш автор избегает описаний, которые часто губят провинциальных авторов. Здесь вы не найдете расцветающих в ночи окон или длинного, многословного описания красот леса и свежести морозного дня. Автором отброшены портреты персонажей. Вместо свойственных провинциалам описания длины ресниц или расстояния между глазами, взгляд автора выхватывает у человека только единичные детали. Например, у главного героя "Чужой игры" хоккеиста Фомина - такие широкие плечи, что пиджаки ему приходилось шить на заказ. Радует и пространство, в котором происходят события. Они охватывают тридцатилетний период жизни провинциального города, в котором легко узнается наш родной Барнаул. Интересно, что героями, то есть теми, кто в основном населяет город, оказались хоккеисты, джазмены, неудачливые журналисты. В общем, богема. (Она же, кстати, населяет романы Михаила Гундарина, другого нашего прозаика). Поэтому интересно было бы получить впечатления от книги бывших спортсменов, музыкантов. Книга с такой тематикой должна иметь общественный резонанс.

Автор искренне переживает за своих героев, да и они, видимо, тоже переживают за своего автора: например, как бы он не опозорился перед лицом Марка Юдалевича и компании... Поэтому все они очень агрессивные, активные. (В отличии от героев, например прозы Котеленца, которые всегда пассивны, предпочитают не вмешиваться в жизнь, ждут когда женщина подойдет и оценит, какие они талантливые). Здесь мужчина всегда готов выгнать женщину. Здесь надо делать дело и при этом что говорить сквозь зубы о судьбе человека.

Достаточно трудно сказать еще что-то определенное о героях Кирилина. Это просто живые люди. Вот хулиган, влюбленный в отличницу с первой парты. А потом он стал не очень хорошим хоккеистом, а она не очень талантливым филологом. А потом они поженились. Не он ее добился. И не она снизошла к нему. А просто так сошлись, как бывает в жизни. А потом разошлись, потому, что так тоже бывает. Такая пачка фотографий: вот нам по десять лет, вот - по двадцать. Ну и что?

Неудивительно, что самое больное место нашего автора- это концы. Чем кончается жизнь? Пафос некой точки в конце не принадлежит средней жизни. Поэтому совершенно нелепы пожар в конце первой повести или приход мессии-лесбиянки из Турции во спасение героя. И снова перебираем альбом: вот я с батей, вот я и первая женщина. Далее, далее - последняя страница. Но причем здесь литература?

Посмотрев всю пачку, мы, может, и скажем: да, это действительно жители провинции. Но мы и сами все про себя знаем. Некоторые линии, намечавшиеся в первой повести, например, странного тренера "Бетси", некоего провинциального Сизифа, который выводит злых подростков окраин, с тем, чтобы они через двадцать лет вернулись обратно, просто провалены. Также не получилось истории об "Игре" с большой буквы. А то еще местная писательская общественность скажет, что Кирилин заигрывает с модернистами. Нехорошо-с!

И уж совсем губит текст избыточная идеологичность. В целом это свойственно среднему человеку, любящему после рюмки водки под собственные соления поговорить о судьбе отечества. И о том, что надо всем спасаться в деревне, а жизнь в Америке тоже не сахар. Виновен Ельцин или нет; сохранять колхоз или нет; кто сидит сейчас в райсовете... Эти ненужные вопросы, которые подкосили множество молодых, сломали и нашего автора. Книжка лишена атмосферы нежной грусти, свойственной большой прозе. И если начинаешь читать с подъемом, то, под весь этот скрежет и вой словесный , дочитываешь с трудом. С одной стороны,отсутствие атмосферы некой мечтательности, влажности заранее спасает от многих ошибок провинциальных авторов, но с другой стороны, сразу закрывает путь в большую литературу.

И вот семейный альбом просмотрен. Хорошо бы теперь взять модный журнал художественной фотографии...



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.