Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
  • Ставки на футбол приложения в google play футболpro ставки.
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Критика и рецензии» Статьи» Упасть, чтобы подняться (о "Детдоме" В.Токмакова)

Упасть, чтобы подняться (о "Детдоме" В.Токмакова)

Автор: Никитин Владимир | 02.08.07

УПАСТЬ, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ
(о романе В.Токмакова "Детдом для престарелых убийц)

 

Слишком много всего собралось в одной кастрюле под названием жизнь, переварить сваренное в ней не каждому под силу, - кого-то стошнит, кто-то, отравившись, сразу умрет, а кто-то выживет и ещё долго будет вздрагивать, испытывая на себе остаточные явления внутреннего потрясения.

Развалилась огромная страна под названием СССР и тут же из ее обломков начали возводить что-то непонятное: для кого-то уродливое, для кого-то красивое, но всё равно какое-то кособокое, непрезентабельное, вызывающее массу вопросов. Потому, наверное, что из фанеры, бумаги, кирпича, металла и прочих разнокалиберных материалов это новое здание строят.

Роман Владимира Токмакова “Детдом для престарелых убийц” как раз и отражает тот надлом, который происходит в душе человека, лишь только он задумается о том, что происходит вокруг. Герой романа – поэт, писатель, журналист. Само повествование многопланово: это семейная сага, рассказ о буднях провинциальной газеты, история бунта молодого человека против сытой и обеспеченной жизни, мистический триллер и даже псевдоисторическое повествование. Как история партии, например. Той самой, которая КПСС была. Да, наверное, любой другой, особенно нынешней. В общем, каждый читатель найдет в нем свое, его интересующее и определит, как назвать то, что он читает.

Всё здесь как на качелях: и самые низкие стороны жизни, и ее духовные вершины. Это рок-н-ролл, который уже мертв, а ты еще нет. Потому и пытаешься лихорадочно разобраться в том, что происходит, что с тобой делают и как тебя делают.

Однако, крайняя напряженность мыслящего индивида, вызванная беспокойством времени может плохо закончиться.

Это шок оттого что не знаешь, что будет завтра. Каждый год, месяц и даже день всё меняется – то, что было со знаком “плюс” совсем скоро может оказаться помечено “минусом” и наоборот. Потом, в новостях объяснят, как было на само деле то, что ты видел. Если задумаешься, то сойдешь с ума. Те, кто половчее да расторопнее сбегут в Австралию, для прочих уготовано место в “Австралии” - психушке для так и не добравшихся для своей “земли обетованной”, аутсайдеров в обществе, погруженном в эпоху первоначального накопления капитала.

Представьте, вы всегда знали, что к строгому костюму положены туфли, а не сандалии, и галстук, разумеется, должен быть повязан, и рубашка чтобы была не петухами. Вы были уверены, что так будет всегда. И вот вдруг новый типаж: кроссовки на босую ногу, цветастые шорты, тот же галстук, пиджак от того же классического костюма, под ним голое тело. А чё? Нормально! Оказывается, можно и так жить, и даже нужно! Пора привыкать!

А Владимир Токмаков не хочет. Его книга фиксирует состояние распада ценностей, которые внезапно подверглись сомнению. Не он виноват, в том что вдруг не оказалось впереди никаких ориентиров.

Куда податься, если ты ещё жив, а рок-н-ролл уже давно сдох? В кинотеатре герой романа спит, чтобы забыться тревожным сном. И не важно, что там на экране. Наверняка, какой-нибудь голливудский бред.

Это опустошение оттого что человека, гражданина перекормили обещаниями, так и не пригодившимися ему знаниями. Куда их теперь девать? Что с ними делать? Всё, оказывается, копилось, чтобы в итоге оказаться на свалке.

Текст маскируется то газетной хроникой, то киносценарием, то философским трактатом, то шкатулкой, заполненной парадоксами и афоризмами. Вот, пожалуйста, запомните: “Реально ощущать жизнь начинаешь только тогда, когда жить становится невозможно” и: “У него болела голова, а потом она прошла… Потом его голова навсегда прошла мимо него”.

Если упал, поднимись!.. Пощупайте свою голову. Она у вас на месте? А вы уверены, что она ваша?

Принцип коллажа позволяет насытить роман массой информации. Как раз той, которой кем-то уже определено было место на свалке.

И вот уже к “Легенде об Одноногом Монахе” тянется след от “Легенды о Великом Инквизиторе”.

Конечно, во многом автор лукавит, он несомненно умнее своего героя, но эта обнаженность и заостренность литературных и прочих приемов ему нужны для того, чтобы показать, где мы все оказались. Поэт и прозаик Владимир Токмаков – человек этого дня, этой минуты, тем не менее никогда не забывающий о тех высоких горах культуры, которые выросли за прошедшие столетия. Он наш с вами современник. Человек со своими проблемами, иллюзиями и надеждами. Человек, который и плачет, и смеется, но никогда не остается равнодушным.

1 августа 2002 г.

г. Воронеж



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.