Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
  • www.avilon-vw.ru - Террамонт в Москве.
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Критика и рецензии» Статьи» Судьба и поэзия (посмертный сборник А.Удовиченко)

Судьба и поэзия (посмертный сборник А.Удовиченко)

Автор: Токмаков Владимир  | 03.08.07

СУДЬБА И ПОЭЗИЯ

А.Удовиченко. "Мой парус, тканый нитью алой". М., 1998

 

"Я от вас ухожу, дорогие мои!"

"Биография - всегда вещь неопределенная. И календарная событийность не самое главное для души. Ведь только в паспортах да всевозможных анкетах замирают даты, привязывая нас к тем или иным событиям".

Это строки к первому и единственному сборнику стихов "Мой парус, тканный нитью алой!" нашего земляка, поэта Александра Удовидченко. Сборнику, который вышел в Москве, но, увы, посмертно: в 1998 году Александр покончил с собой. Эту тоненькую, со вкусом оформленную книжку, издали его вдова и друзья.

Александр Удовидченко родился в Кулунде, потом работал медбратом реанимационной бригады в Барнауле, ходил в литературную студию к Марку Юдалевичу. Затем - Москва, учеба в Литинституте, после окончания которого он женился и уехал жить в Калугу, откуда была родом его жена.  Вскоре у них родился сын Иван. В Калуге Александр некоторое время работал в местной газете, а затем стал главным редактором полиграфической фирмы АО "Благовесть".

Поэтом в России быть трудно, потому что от него всегда чего-то требуют: то быть пророком, то быть больше, чем поэт, то еще чего-то невообразимого. А если он хочет остаться просто поэтом, без имиджа "горлана главаря" или певца "страны березового ситца", публика к нему охладевает. Его перестают замечать, издавать, печатать.

А замалчивание хуже любой самой жесткой критики. Безразличие окружающих, когда тебе кажется, что все, что ты делаешь, никому не нужно, убивает похлеще пистолетного выстрела. Не всем же даны железные нервы и такая уверенность в себе, которая позволяет работать, даже если твоим единственным слушателем является твое отражение в зеркале. И тогда мы, в очередной раз прочитав сообщения в газетах, начинаем думать и гадать, почему примерный семьянин, непьющий, преуспевающий предприниматель в расцвете сил и таланта добровольно уходит из жизни?

Мною жизнь поиграла

Да забросила вдаль.

Не тюрьма обломала -

Обломала печаль.

Ни один критик никогда нам не ответит, что такое настоящая поэзия?  Умные люди говорят, поэзия - это то, что теряется при переводе, и остается после смерти поэта. Александр Удовидченко работал в классической русской традиции, стихи его на первый взгляд непритязательные, неброские, акварельные:

Церковь над водою, словно небыль.

Осень высыхает на стволах.

Моет перья зябнущая лебедь

В отраженных серых куполах.

Был ли Александр религиозным человеком? Пожалуй, что да.  К христианству он пришел самостоятельно и задолго до того, как ходить в церковь стало очередной общественной модой.  Его стихи о Боге продиктованы не сиюминутной конъюнктурной, а тем чувством и настроением души, которое подделать невозможно:

Возвращаюсь сюда и опять ухожу,

Отдавая себя странным призракам века.

Дорогие мои, не молюсь, не тужу.

Даже Бог никогда не поймет человека.

Те, кто хоть раз читал его стихи, отмечают их природную музыкальность.  Дело в том, что Александр писал не только стихи, но и песни, которые достаточно хорошо известны в бардовских кругах.  Одна из них "Кругом тайга", (своеобразная стилизация под народные, "кандальные" баллады), благодаря исполнению знаменитой рок-группой "Чиж" стала очень популярной среди молодежи:

Кругом тайга, а бурые медведи

Осатанели, стало быть, весна.

Лишь черный ворон надо мною бреет -

Глоток свободы, как стакан вина.

Может быть в жизни ему не хватило именно этого глотка свободы, лучика света? Отсюда - обида на свое время, обида на свою судьбу:

Я не люблю свою эпоху -

Угрюм парад ее побед.

В Калуге, друзья с местного телевидения, сняли об Александре Удовидченко фильм. Естественно, посмертно. Много в этом фильме сказано о нем и его поэзии хороших слов. Наверное, когда он был живой, он не слышал и половины звучащих теперь с экрана похвал. В фильме друзья характеризуют его как человека не любившего хамства, дележки, жлобства, фарисейства. А у таких людей выжить в наше время шансов практически нет:

У кормушки не пасся,

Как последний шакал,

Я пронюхал где трасса

И однажды сбежал.

Увы, но у нас всегда было так, чтобы к тебе пришло признание нужно для начала умереть. В России хорошие люди уходят из жизни молодыми, не успев до конца реализовать свой талант и способности. В этом безразличии и равнодушии к национальному творческому потенциалу, причем в любой сфере, будь то наука, культура, общественная деятельность, и заключается, на мой взгляд, извечная и пока непреодолимая трагедия России.

Поэзии исток незамутненный,

Я верую: к тебе приду не раз

Юнец обманутый, и старец искушенный...

Александр уже не придет, уже не вернется. "Уходят в последнюю осень поэты", а с нами остаются их стихи, песни, письма.



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.