Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
  • электродинамический вибростенд
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Критика и рецензии» Статьи» Писателям о мастерстве (о книге А.Лушникова)

Писателям о мастерстве (о книге А.Лушникова)

Автор: Порогов Консервант  | 03.08.07

ПИСАТЕЛЯМ О МАСТЕРСТВЕ

(О книге А.Лушникова)

Андрей Лушников."Женитьба в начале лета" - Барнаул, 2001 год. Тираж 500 экз.

На Алтае  под маркой Союза писателей выходит не очень большое  количество книг авторов нового поколения - 20-30-летних. Тем  более, каждую из них хочется рассматривать как событие. Последней  книжкой в этом ряду стала книга рассказов Андрея Лушникова  "Женитьба в начале лета". Ранее Лушников постоянно сотрудничал с  радикальным литературным альманахом "Ликбез", потом  (может быть, эта метаморфоза внутренне автором оправдана) стал  членом местного отделения Союза писателей. И вот  - первая работа в новом статусе. Книжка издана в карманном формате  и состоит из семи небольших рассказов. Уже традиционно,  художественное оформление взял на себя Александр Карпов, а  предисловие написал руководитель местной писательской организации  Владимир Свинцов.

Несомненно, Андрей Лушников настоящий писатель. Это станет ясно  всякому, кто откроет эту книжку. Но у писателей бывают хорошие  книги, а бывают плохие. Так вот, хороший писатель Лушников  написал плохую книгу.

Проза - дама еще более капризная , чем поэзия. И  даже собственной музы у нее нет. Поэтому чаще случается  наоборот: плохой писатель пишет хорошую книгу. Например, потому,  что человек много путешествовал и много видел. Или эпоха была  настолько значительна, что любое свидетельство о ней оказывается  занимательным. Но и плохих книжек у хороших писателей хватает.

Сюжеты всех лушниковских рассказов не столько занимательны,  сколько нравоучительны. Плохой семьянин и алкоголик, испытав на  себе несправедливость, вдруг вспоминает музыку детства (мысль  автора в том, что хорошо бы защитить детей, да и людей вообще от  большого мира). В другом рассказе опустившийся нищий приносит  медаль в школьный музей. В третьем большим начальником  становится непорядочный человек, невольный убийца. Можно  подумать, что наш автор - новый Ушинский. Это, конечно, не так.  Просто, как настоящий писатель, он хочет, чтобы каждый сюжет был  значительным. Сюжет же, несмотря на заявление Свинцова, у Лушникова  самое слабое место. Не ошибемся, если скажем, что он всегда  слишком наивен и тенденциозен. Впрочем, не забудем, что речь идет  о настоящем писателе. Хочется пожелать автору, чтобы в следующих  рассказах было больше мусора и необязательных мелочей, которые  зачастую и делают большую прозу. Не надо быть слишком серьезным!

Примерно таков же и стиль автора. Лушников активно пользуется  лирическими отступлениями, поэтическими обращениями к друзьям  ("Ссадины, смазанные зеленкой"). В столь же активном употреблении  у него находятся метафоры. Например, вот как автор описывает  бытие бомжа: "Он каждый день - от дома к дому - ходил отчужденный  по городу и заглядывал в квадратный космос мусорных контейнеров.  Утром 17 сентября, вглядываясь в его бездну как неутомимый  астроном, он открыл планеты Сухая Корка и Бутылка Из-Под  Кока-Колы". Все эти уловки можно было посчитать устаревшими или  даже пошлыми, если бы мы не знали, что это книга настоящего  писателя. Многие возразят, что все эти стилистические метания и  сюжетные шалости автора - попытка найти ритм эпохи. Только  удалось ли его услышать через все красивости?

Повторимся - в целом писателем Андрей Лушников уже стал. Теперь  пора посмотреть на окружающий мир простым взглядом и написать  хорошую книгу. А вот интересно, бывают ли хорошие писатели без  хороших книг?



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.