Барнаульцам о Владимире Сорокине
БАРНАУЛЬЦАМ О ВЛАДИМИРЕ СОРОКИНЕ
Подозреваем, что многие барнаульцы до сих пор не читали Владимира Сорокина. А между тем, он классик последнего века русской литературы. Наступление этого последнего века предсказывал Андрей Битов в финале своего “Пушкинского дома”: “Писали же после золотого века Пушкина, Лермонтова и Гоголя, хуже, но- писали. Отошёл и серебряный и бронзовый век. Но есть ещё медный, оловянный, деревянный, картофельный, глиняный, наконец, г.........” [1]
Сорокин - писатель-авангардист. По компетентному замечанию другого автора (провозглашенного в Барнауле не то Папкой, не то Попкой русского авангарда) “АВАНГАРД - ДАРГАВНА”. Трудно спорить с этой “аксиомой самоиска”. А уж Сорокин со своей “Нормой” или знаменитым рассказом “Проездом” спорить и подавно бы не стал.
Сорокин тоже любит анаграммы в названиях своих произведений, и за них тоже в пору извиняться, Ну что это такое: “НОРМА” - “РОМАН”, “ПРОЕЗДОМ” - “ПЕЗДОМОР”? Сгодилось бы разве что для вывески на дверях книжного магазина в третьем тысячелетии, Допустим: “Пенаты”. А чуть ниже, для ясности: “Здесь продаются пездоморы”.
Да, Владимир Сорокин - это вам не Владимир Соловьёв.
Философы серебряного века учат нас, что личность и судьба человека уже заключены в его имени. Здесь мудрость, применимая и к веку несеребряному. Очевидно, пристрастие Сорокина к фекальной тематике объясняется его фамилией. Ведь историкам русского языка известно такое явление, как чередование полногласных и неполногласных форм слова: корова - крава, ворон - вран, барон - бран, золотарь - златарь, сорока - ...
От золотого века до золотарского - вот така... ка... ккая вот, понимаете ли, загогулина получается.
[1] Битов А. Пушкинский дом. М., 1990. С. 407.