Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Для умных» Подборка» Сексуальность versus ментальность

Сексуальность versus ментальность

Автор: Круассан Эжен | 23.01.07

Сексуальность versus ментальность

(опыт своевременных размышлений)

Актрождения мысли можно уподобитьтолько половому акту. Мысль неесть рассказ историка философиио том, какие бывают мысли, так жекак и половой акт – не глава из«Этики и психологии семейнойжизни»; если что–то в сфере тогоили другого у вас не получилось,то этот кошмар вполне реален.Попытка сделать секс или мыслькультурным явлением обречена напровал; сколь бы грандиозной нивыглядела такая попытка – этожест, призванный профанироватьразницу между тем, кто изучалзвездный атлас, и тем, кто вышелпод открытое небо и увидел звездысвоими глазами. Смысл половогоакта заключается в том, что это –предельная артикуляцияуникального события; в этом жесмысл без стесненияосуществляемого мышления.Половой акт есть практика такогомышления, которое пересталораскачиваться на сомнительныхкачелях интеллектуализма инаконец–то осмелилось выйти впространство, приняв последнеекак материю и форму своегоосуществления. В мыслящем теле(оно анонимно и не можетпринадлежать кому–то)символически соединились res extensaи res cogitans, «внешнее» и«внутреннее», здесь нет и уже неможет быть ничего скрытого,запретного, вытесненного втеневую зону. Ханжество вотношении к сексу, шире – всякаяантисексуальность, являетсясвоего рода деменцией, котораязаключается в невозможностидовести мысль до еекульминационного выражения:уязвленная «добродетель»опускает занавеску, чтобы необнажать собственноеметафизическое бессилие.

Мысль,сотканная из осуществлениямысли, и мысль, загнанная винтеллектуальные резервации, гдевсе – ложный стыд, спасениенравов, викторианскиеизуверства, пособие дляпансионерок, наказание заонанизм и т.д. Но ложный стыдделает прививку бесчестия, амысль из сказки о святочныхпохождениях мысли можетудовлетворить разве что духовныхкастратов. Мысль как публичныйакт, и мысль, едва выглядывающаяиз–за ширмы, за которой«занимаются философией»...Не–философ – да не войдет,не–философ не будет допущен ктелу; но избранные будут естьпирог сообща. Здесь предаютсяколлективному разврату, ибо длячего же еще, если не дляразвращения мысли и мыслью,создавалась каста философов? Настраже их корпоративныхинтересов стоятспециализированные институты ихвласти: всевозможные ассоциации,печатные органы, университетскиеструктуры,категориально–терминологическиеаппараты... Сам язык философиислужит орудием власти философови является ее медиумом; недаромуже у Боэция философия предстаетв образе богини, которая в правойруке держит книги, а в левой –скипетр.

Внешняяблагопристойность в обители Theatrumphilisophicum свято соблюдаетсяпсевдонимикой действий: намговорят, что философия рождаетсяиз удивления; философствуют радипонимания, а не ради пользы;философия – это мысльюсхваченная эпоха и т.п. Мифыарендаторов бесконечностипризваны охранять место укормушки, это мифология разврата,обслуживающая интересы сутенера;так кто же, будучи философом,сможет сохранить целомудрие?Мысль, введенная в кулуары ипривлеченная для внутреннегоупотребления профессионалов, какуличная красотка: ученымитрудами оплачиваются ее услуги,но насилие уже совершено.

Вконтексте современной культурыимя «философ» означаетшкатулку, набитую мыслями,которые извлекаются оттуда сбесстыдством факира, эквивалентDeus ex machine. Мы говорим: идите к нему,он философ, он объяснит; но ниодин сколько–нибудь уважающийсебя человек не позволитотчуждать свое право напонимание того, что произошло унего в штанах, а тем более – вмире. Сегодня мир кроится подразмер одних–единственных штанов(что означает одновременно имонополизацию вашихсобственных), а самые лакомыекусочки отныне можно найтитолько в сартровской блевотине.

Идеологияспасения, которую несут на своемщите философы, заключается в том,чтобы спасать нас от нашихсобственных мыслей. Внушая намявно или подспудно, что едва листоит пытаться мыслитьсамостоятельно, ибо делать этоочень трудно (и небезопасно), чтомы не созданы для мысли, да ивообще неизвестно, что такое этамысль, они приучают нас боятьсямышления как СПИДа – в сущности,это один и тот же миф, изданный вразных редакциях и разнымитиражами. Мысль изымается изобращения и лишается невинностив тихом семейном кругу; от когоона будет зачинать – отнынерешат без нас. Впрочем, даже еслиздесь по прежнему все пропитанозапахом семени, то уже нетникакой надежды, что оно упадетна плодородную почву. Философия– это то, чем занимаютсяфилософы; онанизм – это то, чемзанимаются онанисты.

Чтобыродилась мысль, обладающая своимтелом и своей прелестью, философдолжен умереть; это тот случай,когда Эрос утверждается черезТанатос. «Философ» естьпрепятствие, которое мы создаеммысли на пути к телу, воляпюксознания, идеологема,нуждающаяся в последовательнойредукции и символизирующая собойдискретность и эзотеричностьтам, где сама жизнь требуетнепрерывности и экстаза. Философумер – да здравствует философия!Но мало кто осмелится придатьфилософии очертания своего тела,большинство спешит напялить еена себя как пиджак с чужого плеча,даже не слишком считаясь сразницей размеров...

Мысль,которую «помыслили» – этозвучит как надругательство;по–настоящему безупречна толькомысль, вместе с которой тывбираешь воздух в легкие –публичная, как половой акт. Одноиз величайших заблужденийфилософии – считать мысль чем–тоинтеллектуальным. Пора вывестимысль из интеллектуальныхконцлагерей и возвратить впенаты тела, которое коллективно,хотя его и нельзя поделить навсех; единично, хотя представленомножественно; протяженно, но ненаходится «там» или «здесь»,хотя что–то происходит с ним тоздесь, то там; которое мы любим зато, что оно не объект; в котором мыищем уединения, но благодаря емумы все – современники; котороедает нам образец поверхности (иона головокружительна); котороепустынно, но эту пустыню надоперейти, чтобы за спинойзазеленел оазис; оно ни «верх»,ни «низ», но предполагает, чточто–то должно быть вверху, ачто–то внизу; оно не свобода длятех или других, свобода на вынос,но момент самой свободы. Телосвободно не потому, что даритсвободу, а потому, что онопредставляет собой возможностьпространства, не обольстившуюсяиерархией пространств,следовательно, не содержит мерыограничения пространства. Телобезгранично настолько, насколькоможет быть безграничным толькотело. Тело несет на себепространство, вмещающее любоетело, а вернее сказать, любуюспособность быть Телом внекакой–либо градации этойспособности. Тело свободнонепринудительно. Несвободаначинается там, где мы пытаемсяприсвоить тело, где мы говорим,что от тела можно взятьстолько–то, а потом столько, чтоим можно распоряжаться. Каксамополагающее естество телонепрерывно, дискретность вноситлишь наше к нему отношение.(Избегая интеллектуализациимысли надо избегать иинтеллектуализации мыслящихтел).

Мысль,взятая в аспекте тела какдействия и выразительности,нисколько не теряет тойдевственности, над которой тактрясутся философы. Выходя впространство, мысльвсего–навсего теряет характерпредмета эксклюзивногопотребления, но ведьэксклюзивность сама по себе неявляется референтомдевственности. Лишеннаяоткрытого пространства, мысльзадыхается и умирает, обретениеею телесности следуетрассматривать как жестоткрывания форточки. Подыскиваясебе тело, мысль естественнымобразом нащупывает лазейку впространство, так как положение«внутренности»,«подпольности»,предрасполагающее к гниению, непо ней. Вопрекираспространенному мнению, телоесть именно то, что не имеет« внутреннего »,« сокрытого»– это было быпротивно самому существу тела.Тело существует, чтобысообщаться и сообщается, чтобысуществовать. Тело бывает впространстве, но не в другом теле,в качестве его внутреннегосодержания; тело являет полнуюпрозрачность, хотя бы поэтому ононе может ни стать гробницей души,ни присвоить себе что–либовообще. Неудивительно, чтонаилучшие условия дляэмансипации мысли сегодняпредоставляет именно половой акткак тело, в которое мы постоянновходим заново, тело вечногоренессанса, пребывающее вмультипликации и не имеющееконечного монументальногообразца воплощения, а потомуидеально подходящее дляпретворения смысла.

Япозволю себе повториться:безупречна та мысль, вместе скоторой ты вбираешь в себя воздухоткрытого пространства,публичная как половой акт.Половой акт неизменно публичен ипотому всегда чист, он неприемлет в себя чужеродных,непроницаемых элементов,задвинутых в глубину, которыеразрушили бы его как акт, какнепрерывную длительность, какповерхность. В этом смыслеполовой акт всегда открыт иприсутствен, являясь абсолютнойартикуляцией свободного жеста;невозможно извне указать, где икогда он должен протекать, а где икогда – нет. Вместе с тем, если онсовершается где–то, то он – везде.Половой акт, как и свободомыслие,единственное, что не поддаетсядирективному определению и неможет служить орудиемдискриминации. Такое телоспособно взорвать любуютоталитарную идеологию самимфактом того, что оно есть;напротив, пространство мысли,интерпретированной в духеинтеллектуализма, слишком легкоподдается узурпации.

Я несчитаю, что реально половой актможет продолжаться непрерывно ичто это должно происходить у всехна виду; я не являюсь сторонникомэпатажа. В обыденной жизниполовой акт – это игра, имеющаясвои правила, в соответствии скоторыми он должен прерываться,возобновляться, достигатькульминации и т.п. Таким образом,мы создаем мифологию половогоакта, монтируем его в нашуповседневную жизнь, растворяяего в ней, заполняяидеологические лакуны ипревращая в такое же обыденноезанятие, как чистка зубов.

Яне хочу сказать, дорогойчитатель, что если ты будешьзаниматься философией, держасьза собственный член, то этопринесет пользу и там и там. Яберу половой акт в егометафизической чистоте: какнепрерывную чувственность,контекст которой максимальнорастянут. Надеюсь, мойпросвещенный собеседник, и этоттекст ты сумеешь растянуть так,чтобы он не напоминал то одеяло,которое сползает с головы, когдаим укрывают ноги и обнажает ноги,когда его натягивают на голову.



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.