Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Архив номеров
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
  • Поиск женские золотые часы platinor http://www.russian-watch.ru/.
  • http://medelitt.ru/ терапевтическая стоматология Лечение зубов.
 
 
 
Статьи

Главная» Статьи» Для умных» Подборка» Заметки о постмодернизме и романтизме

Заметки о постмодернизме и романтизме

Автор: Порогов Консервант  | 03.08.07

ЗАМЕТКИ О ПОСТМОДЕРНИЗМЕ И РОМАНТИЗМЕ

Последнее время частенько попадались мне на глаза высказывания по поводу "смерти постмодернизма". Дело в том, однако, в том, что об этом кричат постмодернисты самые, что ни на есть, записные. И не собирающиеся (к сожалению) переквалифицировываться в управдомы. Заявления о смерти постмодернизма есть ни что иное, как попытка заявить о его существовании, пусть задним числом. Дескать, ежели чтото умерло, то оно, по крайней мере, жило, существовало как эстетический (в данном случае) феномен. На деле же, конечно, постмодернизм один из мифов, существующих в массовом сознании (как, собственно, и модернизм). Но укорененность ПМ куда глубже благодаря популистским заявлениям апологетов ПМ относительно "смешения всего и вся", реабилитации "массовых жанров" (того потребителю и нужно потребителю с претензией: раньше, дескать, я смотрел боевики, стесняясь, что не понимаю истинного искусства, а теперь смотрю смело, истинное эстетическое удовольствие получая. В общем, долой стыд! (И еще одно заявление о том, что хорошо сделанные кроссовки выше всякого искусства (вспомним, конечно, Базарова, о котором постмодернисты и не забывали). В области изучения литературы ПМ наилучшее воплощение ницшеанского волюнтаризма. Чего стоят основные постулаты так называемой "интертекстуальности", когда текст менее важен, чем маргиналии к нему, находимые "учеными" везде и всюду.(Только не там, где следует искать по законам логики, которые постмодернистами, впрочем, отвергаются). Но это наука, пусть даже наука в кавычках. Тут постмодернистские методы (рационалистические, даже гиперреалистические, несмотря на деланное ницшеанство) еще както способны на реализацию. Другое дело литература, проза и поэзия. Опять же, если проза выдерживает нажим ПМ, превращаясь в рыхлую, монтажную структуру, но сохраняя основные признаки (скажем, связность текста, пусть даже не видимую "профанами" сделаем такое допущение, пусть юноши порезвятся.), то поэзия гибнет, гибнет напрочь. Велик соблазн (а у известного Лиотара сие основная категория )строить мир из чужих кирпичиков, многоразовых цитат. "Простые (готовые к употреблению) слова, но странные связи какой безотказный метод!"иронизировал (над собой) известный бард. Безотказный и бесполезный для настоящих творцов. Выхолощенный, скользящий по поверхности, не привлекающий читателя (да и чем бы?) поэтический ПМ обречен. Да и существовал ли он? Или это только соблазн,"бесовская прелесть", миражи, сбивающие нас с истинного пути? В любом случае эти миражисимулякры холодны, искусственны, чужды сути поэтического искусства.

В отличие от ПМ, романтизм действительно существовал как организующее эстетическое начало, кажется, всегда. Ибо существовал он и в качестве отношения к действительности (постмодерниста как житейский тип представить себе совершенно невозможно или, разве что, как представляли в начале века художниковкубистов: с квадратной головой и ромбовидным туловищем). Уже поэтому Р живее, да и жизненнее. Не следует забывать и о религиозном основании всякого романтизма (другое дело, что в ХХ веке религиозность была едва ли не насильственно заменена иным фундаментом: вспомните выдающегося прозаика А.Грина или А.Гайдара. Причем тут вина не только пресловутой "коммунистической идеологии", но и идеологии"серебряного века". Об этом сказано предостаточно. (Романтизм как некий добрый дух, не исчезающий никогда, но спускающийся на помощь в трудную минуту и принимающий конкретные очертания (так он реализовался в символизме). Настало время призвать этого духа к нам! Настало время оросить жесткую, грубую пустыню так называемого "современного искусства" благодатным, живительным дождем. Поэзия без этого дождя, еще раз скажу, умирает, как выброшенная на песок медуза. Мы нуждаемся в проповеди идеальной любви, в проповеди братства и, не в последнюю очередь, в понимании "двоемирия" как борьбы сил Добра и Зла, в которой полем боя является, как известно, душа человеческая.



Добавить комментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.