Словарь Паутиныча
Творчество
ТВОРЧЕСТВО – одна из самых больших ошибок в истории человеческой культуры – отчуждение творчества от человека. Искусство как сфера отчужденных ценностей оказалось невостребованным нормальным человеком. Потребительство в сфере культуры породило особый тип урода-накопителя, некоего идеального и фантастического читателя, слушателя, зрителя, требующего: рассмеши меня, напугай меня, усыпи меня. Этот урод отвратителен, что бы он ни слушал – А. Шнитке или Р. Мартина. Антиподом Т. является потребительство. Бесспорно, я являюсь творцом по преимуществу, но, как, наверное, в любом человеке, во мне сосуществуют и тот и другой. Количество поглощаемых мной отчужденных ценностей превышает мои способности по их распредмечиванию. В качестве зрителя, слушателя, читателя я вижу свою задачу в обнаружении того импульса, который привел к созданию произведения. Импульс этот заражает меня, пробуждает во мне творца. Да, Т. заразительно, если уметь с ним правильно обращаться. Хорош тот автор, который способен сейчас указать путь для выплеска нашей собственной творческой энергии. Так, часто, читая какого-либо автора, я, поддаваясь безотчетному порыву, начинаю обдумывать сюжет собственного произведения, начинают представляться образы, мелькают фразы, обрывки фраз, интонации. Они мои – это не плод подражания, так я нахожу себя.
В этом смысле мой словарь – идеальное произведение.
Быть читателем, не будучи при этом хоть в какой-то степени писателем – значит быть обманутым, значит не уметь приблизиться к истокам творческого порыва, принять А за Б. Тогда искусство неизбежно приблизится к шарлатанству, тайному и непонятному волхвованию, колдовству, шаманству, вызывая безотчетный страх и непонятную ненависть.